Что такое Белоруссия сегодня? В субботу прошлой недели на очередном заседании Русского Дискуссионного клуба в Таллине на этот вопрос отвечал белорусский политолог Алексей Дзермант (Alaksiej Dziermant).
Изначально у меня было две гипотезы:
1. Белоруссия — это СССР сегодня;
2. В Белоруссии нет этнической дискриминации.
Собственно обе гипотезы подтвердились. Белоруссия единственная из бывших союзных республик, которая не только сохранила промышленный потенциал БССР, но и приумножила. В ней не было безумной прихватизации. 2/3 экономики страны осталось в собственности государства. По сути это то, что могло бы стать с СССР если бы экономическая реформа конца 80-х не сопровождалась бы реформой политической. Это Китай, но без площади Тяньаньмэнь. В Белоруссии нет кланов. И поэтому работает мощный социальный лифт. Умный парнишка из деревни, окончивший престижный вуз может сделать головокружительную карьеру до министра. И для белорусов важно сохранение такой возможности. К слову, министры там профессионалы, прошедшие карьерную лестницу, а не партийные назначенцы, прыгающие от выборов к выборам с одного места на другое. Модель современной Белоруссии настолько интересна и уникальна, что Сергей Середенко (Sergei Seredenko) предложил поехать в Белоруссию для изучения положительного опыта левого проекта.
Этническая дискриминация в Белоруссии также отсутствует. Везде она есть. Русофобия в той или иной мере процветает во всех бывших республиках СССР, включая и саму Россию, а в Белоруссии её нет. Думаю, тут заслуга не только руководства, но и особенности менталитета белорусов. Достаточно привести такой исторический факт, что в Белоруссии при обилии евреев никогда не было ни одного еврейского погрома. Они были на Украине, в Молдавии, даже в социалистической уже Польше, а в Белоруссии — нет. Есть националисты и в современной Белоруссии, но они в меньшинстве, причём маргинальном меньшинстве.
Заслуживает внимание отношение к национальным меньшинствам. Поляков в Белоруссии всего 3%, но тем не менее там есть школы на польском языке. На вопрос Александр Корнилов в каких классах и с какой процентовкой гость сделал большие глаза, извраты прибалтийских националистов не очень понятны нормальным людям, на польском значит с первого по последний класс и 100%.
Основная религия в Белоруссии — православие (80% верующих). Католиков среди верующих всего 10%. И несмотря на это государственными праздниками являются не только православные, но и католические. Как говорится, почувствуйте разницу с Эстонией…
Вопрос на засыпку: к какой дате приурочен день независимости в Белоруссии? Вариантов много, как мы знаем из истории Лаара, националистическая фантазия неиссякаема. Но три даты напрашиваются сами собой, это либо Декларация о суверенитете (как в России), либо распад СССР, либо вступление Белоруссии в ООН 24 октября 1945. Однако, выбрана была совсем иная дата — день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Это уже говорит о многом.
Отношение Белоруссии к российско-украинскому конфликту. Официальный Минск, как известно, занял нейтральную позицию миротворца. Однако по опросам для 70% населения республики Крым — наш. Значит белорусы остались нам братьями.
Был задан вопрос о том, что будет с Белоруссией после ухода Лукашенко? Аляксей Дзермант (Alaksiej Dziermant) успокоил собравшихся, что ещё лет 10 ухода не будет. А вообще Лукашенко — это продукт системы. Каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Система выдвинула Лукашенко. И если встанет такой вопрос, то будет выдвинут другой человек, менее харизматичный, но продолжающий ту же линию, устраивающую большинство населения. Собственно говоря, и Путин в 2000 году совсем не рассматривался большинством населения как сильный лидер. Харизма — дело наживное.
P.S.: Спасибо Аляксей Дзермант (Alaksiej Dziermant) за содержательную беседу. Спасибо Сергей Середенко (Sergei Seredenko) за интересного гостя. Спасибо Oleg Nazmutdinov за организацию мероприятия.