Мюнхенская конференция по безопасности в некотором роде не прошла зря для Грузии, Молдавии и Украины. На полях конференции главы МИД этих республик подписали совместное обращение к членам Европейской комиссии о важности надлежащей финансовой поддержки региона "Восточного партнерства" в рамках следующей Многолетней финансовой перспективы ЕС на 2021–2027 годы, формирование которой сейчас идет в институтах Евросоюза. Проще говоря – попросили не забывать о них и по возможности дать денег.
Во многих постсоветских республиках успешность внешней политики принято определять количеством привлеченных финансовых ресурсов извне. В первую очередь это относится к тем, кого Евросоюз долгое время причислял к "отличникам евроинтеграции" – Грузии, Молдавии и Украине, чьи системы государственных финансов в силу качества госуправления и выбранного геоэкономического курса перенастроена под беcпрерывный приток внешнего ресурса.
Кроме того, политическое поле Грузии, Молдавии и Украины серьезнейшим образом сегментировано. В этих республиках между многочисленными финансово-политическими группами регулярно идет серьезнейшая борьба за сокращающуюся "кормовую базу". Лидерам этих стран необходимо демонстрировать различным группам влияния, что в президентских и премьерских креслах они способны выполнять функции гарантов притока внешних финансовых ресурсов, без чего их политическая карьера закончится в лучшем случае с рейтингом на уровне статистической погрешности.
Поэтому очередная просьба к Евросоюзу выделить дополнительные деньги – как было сказано в обращении – "учитывая масштаб реформ, которые осуществляют Украина, Грузия и Молдавия в процессе европейской интеграции", абсолютно не воспринимается как нечто неожиданное.
Высшее политическое руководство этих стран осознает, что снижение финансовой и политической поддержки со стороны Евросоюза приведет к падению "еврооптимистических" настроений в обществе, которые придают власти дополнительную внешне- и внутриполитическую легитимность. Все вышеуказанное в комплексе приводит к тому, что продолжение финансовой подпитки извне становится одним из важнейших приоритетов политики Грузии, Молдавии, Украины.
Впрочем, на сколько-нибудь серьезные суммы Тбилиси, Кишиневу и Киеву рассчитывать явно не приходится. В Брюсселе ныне происходит активнейшая "схватка бульдогов под ковром" за распределение бюджетных ресурсов в следующем семилетнем финансовом цикле, исход которой представляется неочевидным, в особенности из-за Брексита, сократившего финансовые возможности Евросоюза. В зоне риска находятся страны "Новой Европы", дотации и субвенции, для которых могут быть сокращены на 20-25% с 2021 года, что внесет свою лепту в усиление дезинтеграционных тенденций в ЕС.
При подобных вводных страны "Восточного партнерства" все дальше уходят на "финансовую периферию" Евросоюза, превращаясь во все менее значимый фактор общеевропейской политики. Суммы безвозмездной помощи и грантов в несколько десятков миллионов евро на локальные проекты от Евросоюза – это явно не то, что сумеет переломить негативные социально-экономические тенденции в Грузии, Молдавии и на Украине. Впрочем, беспрерывно кормить эти страны на "светлом пути в Европу" в Брюсселе никто никогда не обещал.
В целом, Тбилиси, Кишинев и Киев дали лишний повод напомнить о том, что программа "Восточное партнерство" не достигла изначально поставленных целей и не приблизила участников программы к соответствию Копенгагенским критериям (критериям членства в ЕС).
Более десяти лет, которые прошли с момента запуска программы, оказались по сути потерянным временем для Грузии, Молдавии, Украины.
По социально-экономическим, демографическим показателям, уровню политических свобод эти страны регрессировали по сравнению с периодом десятилетней давности.
Сами европейские чиновники признают, что программа зашла в тупик (в частности, откровения экс-главы Еврокомиссии Юнкера на рижском саммите "Восточного партнерства" 2015-го года) и требует пересмотра. С 2015 года никакие значимые решения в этом формате не принимаются и уже вряд ли будут приниматься в принципе – хотя формально программа продолжит функционировать, а ответственные за нее чиновники будут по-прежнему осваивать выделяемые на нее финансовые средства, не забывая и о своем скромном интересе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.