ЕПН, в свою очередь, утверждает, что речь идет не о полноценном членстве партии Порошенко, а о принятии ее в качестве партии-наблюдателя. ЕНП, напомним, является объединением партий европейского истеблишмента, христианско-демократических и правоцентристских политсил.
В принципе, партия Порошенко (до 2019 года – "Блок Петра Порошенко – Солидарность") еще в 2014 году налаживала связи с ЕНП. В 2014 году на волне Евромайдана Порошенко и его партия получили громадный кредит доверия со стороны европейских игроков, которые декларировали всестороннюю поддержку официального Киева на всех международных площадках.
Порошенко был нередким гостем на мероприятиях ЕНП: в частности, в 2017 году он посетил съезд "народников" на Мальте, где в своем привычном стиле раздавал "советы постороннего", вроде "никаких компромиссов по российской агрессии, в том числе в политике санкций".
Подобные визиты Порошенко позволяли обыгрывать на внутренней арене тезис о "мощной поддержке Украины в Европе", а также были направлены на демонстрацию внутриполитическим оппонентам того, что в кресле президента Петр Алексеевич способен выполнять функцию гаранта притока ресурсов извне.
Лишившись президентской власти, Порошенко и его партия, несмотря на проведенный ребрендинг, вошли в стадию стремительной маргинализации. Порошенко является фигурантом более десятка уголовных производств, пускай пока что он проходит по ним лишь в качестве свидетеля.
В свою очередь "Европейская солидарность" в новом созыве парламента ушла в глухую оппозицию, внося лишь деструктив в работу законодательного органа. С высокой долей вероятности, можно предположить, что по завершении нынешнего политического цикла от "Европейской солидарности" сохранятся лишь вывеска и регистрационные документы.
В сущности, "Европейская солидарность" является политической "крышей" для Порошенко и его окружения, ныне преследующих цель политического самосохранения.
В этом смысле партия экс-президента Украины, вопреки тому, что декларирует приверженность европейскому и евроатлантическому вектору, строго антиидемократична – не может быть сохранение бывших чиновников в большой политике партийной идеологией.
Нужен ли ЕНП столь "токсичный" актив, пускай даже в качестве партии-наблюдателя, вопрос, скорее, риторический. Сомнительно, что Гельмут Коль, считавший ЕНП в ее современном виде своим детищем, приветствовал бы контакты с партией Порошенко образца 2019 года.
Притом сама ЕНП переживает не самые радужные времена. Она хоть и остается крупнейшей фракцией Европейского парламента, но, по итогам последних выборов, состоявшихся в мае этого года, лишилась в нем 38 мест.
Кроме того, внутри ЕНП продолжается вялотекущий внутренний конфликт, связанный с приостановкой членства в ней венгерской партии "Фидес" во главе с премьер-министром республики Виктором Орбаном, который оппонирует структурам Евросоюза с правоконсервативных позиций (но примечательно, что свою политическую карьеру Орбан начинал в качестве либерального реформатора).
Если ЕНП, которая теряет обратную связь с избирателями, "закукливаясь" внутри европейского истеблишмента, не проведет работу над ошибками и не преодолеет кризис целеполагания, итоги следующих выборов в Европарламент могут оказаться для нее очень неприятными.
Активизация контактов Порошенко с европейскими элитариями является маркером того, что пятый президент Украины ощущает свое неустойчивое положение, а потому вынужден вкладываться в лоббистов из Евросоюза на фоне грядущей отмены неприкосновенности для депутатов Верховной рады (с 1 января 2020 года) и незащищенности прав собственности на Украине (которые могут быть гарантированы исключительно наличием политической власти).
Одновременно с этим существует ненулевая вероятность того, что с Порошенко могут снять депутатскую неприкосновенность в индивидуальном порядке до 1 января, учитывая высокий социальный запрос на наказание знаковых фигур предыдущей власти.
Крайне актуальным для Порошенко после утраты президентской власти является выстраивание формальных и неформальных защитных механизмов, которые помогут сохранить неприкосновенность как личную, так и бизнес-активов.
Среди условной "группы поддержки" Порошенко на международной арене также можно выделить прибалтийских и польских евродепутатов, президента США Дональда Туска, генсека НАТО Йенса Столтенберга, спецпредставителя США по Украине Курта Волкера.
Суммарный вес всех лоббистов Порошенко оказался недостаточен для того, чтобы заполучить для себя официальную поддержку Брюсселя и Вашингтона в ходе президентских выборов, но данные лоббисты, взаимодействия с центрами принятия решений в государствах Евроатлантики, обладают возможностью содействовать блокированию нежелательных для Порошенко сценариев.
Что из этого получится – покажет ближайшее полугодие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.