"Эстонии пора заткнуться". Финский журналист объяснил, почему Сталин спас Прибалтику

© Sputnik/ Александр Макаров

Эстонские политики раз за разом культивируют миф о "советской оккупации". Финская журналистка Лена Хитанен в интервью Baltnews говорит, что вера в "советский террор" превратилась в культ, не имеющий с истинной историей страны ничего общего.

Финская журналистка Лена Хитанен (Leena Hietanen) на протяжении многих лет работала корреспондентом в Эстонии – в газетах Kauppalehti и Turun Sanomat. Она занималась освещением экономической и политической повестки дня в стране, однако, по собственному признанию, стала постепенно вникать и в исторические процессы.

В какой-то момент Лена Хитанен поняла, что страна свернула на опасную дорогу. После восстановления независимости период СССР стал считаться оккупационным, а коллаборационисты, воевавшие на стороне нацистской Германии в годы Второй мировой войны, превратились в героев, сражавшихся за свободу и независимость.

В ходе интервью с Baltnews журналистка рассказала, зачем эстонские политики культивируют миф о "советской оккупации" и почему простые эстонцы верят в догму, возникшую почти тридцать лет назад.

© фото из личного архива Лены Хитанен
Финская журналистка Лена Хитанен

– Г-жа Хитанен, в августе глава МВД, вице-председатель Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Март Хельме заявил, что Таллинский Горхолл и мемориальный комплекс на Маарьямяги, которые были воздвигнуты в советский период, следует снести, поскольку они символизируют "оккупационный период" в истории Эстонии. Почему он так сказал?

– Это русофобское заявление, созвучное риторике эстонских элит, а также возможность для EKRE продемонстрировать лояльность так называемым западным ценностям.

В EKRE много старых советских колхозников, таких как бывший президент Эстонии Арнольд Рюйтель. Но нельзя путем сноса памятников просто взять и заставить эстоноземельцев забыть советский период. Главным свидетельством существования советской эпохи остается русскоязычное меньшинство в Эстонии.

– Да, но слова Хельме наверняка услышала лояльная эстонскому государству молодежь, и она, возможно, даже поддерживает его инициативу.

– Молодое поколение Эстонии находится в заложниках нарратива о "советской оккупации". Но сегодняшний день (22 сентября – прим. Baltnews) в истории Эстонии играет значимую роль.

В этот день в 1944 году Таллин был освобожден от фашизма. И два дня спустя советские войска вошли в концентрационный лагерь Клоога. Когда эстонские коммунисты увидели, что нацисты творили с заключенными, они поняли, что заняли правильную сторону.

Если эстонцы когда-либо и совершали правильные поступки в истории, то это был день, когда они вошли в состав СССР. А вот Финляндия выбрала сторону Гитлера и нацистской Германии. Эстонцы заняли правильную сторону и должны гордиться этим.

– Почему возник миф о "советской оккупации"?

– Нынешняя интерпретация истории исходит от эмигрантов второго поколения, уехавших из Эстонии в США, а затем вернувшихся обратно. Например, таких как экс-президент Тоомас Хендрик Ильвес. Жаль, что эстонцы поддерживают этот нарратив.

Эстония пытается связать себя с Западом. А Запад сейчас очень русофобский. Главная причина мифа о "советской оккупации" – политика апартеида и дерусификации. Эстония и Латвия начали ее проводить сразу же после распада СССР, когда около миллиона русских потеряли гражданство.

И эта политика апартеида – главная причина фальсификации истории. Им просто хочется найти оправдание дискриминации русскоязычного меньшинства.

– Но, с другой стороны, политики и историки постоянно апеллируют к определенным событиям прошлого. Например, они говорят о значении пакта Молотова – Риббентропа в развязывании Второй мировой войны и о том, какую роль он сыграл в их "оккупации". Эти аргументы и "доказательства" кажутся убедительными, и люди им верят.

Я вижу лишь доказательства того, как сформировалось гражданское общество в Эстонии. Эстонцы были советскими людьми, и им нравилось жить в СССР. Я бывала в Эстонии, и меня поражало, насколько глубоко эстонцы симпатизировали Советскому Союзу и как сильно они им гордились. Они и подумать не могли, что СССР когда-нибудь распадется.

– Однако эстонцы якобы ругают Иосифа Сталина за то, что он лишил Эстонию государственности и самостоятельности и заодно развязал Вторую мировую войну.

Я бы сказала, что Сталин, наоборот, спас мир, заключив с Гитлером пакт Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 года. Я бы даже провозгласила этот день "Международным днем Сталина" и закрыла бы рот странам Балтии.

Они действительно раздражают, ведя себя как ужасные громко кричащие обезьяны. И единственный способ заставить их молчать – провозгласить 23 августа днем, когда Сталин спас мир.

История вокруг "советской оккупации" – это действительно миф. Политикам приходится снова и снова убеждать себя в этом. Не знаю, читаете ли вы эстоноязычную прессу, но я могу сказать, что в Эстонии есть несколько хороших журналистов, пишущих статьи про советские производства.

Половина комментариев под ними высмеивают их, а остальные вообще никак не реагируют. Хотя в Эстонии было много хороших производств. И так всегда происходит, когда узко смотрят на интерпретацию прошлого. И эстонцам приходится лгать. Они знают, что лгут, и продолжают этим заниматься.

– Но почему-то люди верят этому.

– Их пытаются убедить. С одной стороны, это миф, а с другой стороны – это культ. Нужно просто начать верить. Это вопрос веры, а не фактов. А НАТО поддерживает этот нарратив. Подобного рода русофобия очень важна для альянса.

– Примечательно, что члены НАТО словно не замечают диссонанс собственной истории с интерпретацией истории в странах Балтии. Ведь часть эстонцев воевала в годы войны на стороне нацистской Германии, и в Эстонии на высшем уровне их считают героями и борцами за независимость.

Это большая ошибка со стороны Европы. Страны Балтии не нужно было брать в Евросоюз. Европе следовало занять антифашистскую позицию и, прежде всего, Германии. Нам нельзя вновь скатиться к прославлению фашизма.

Эстония возникла в 1990-е годы, и под руководством премьер-министра Марта Лаара она переняла все, что было у нацистской Эстонии (1941–1944). Европа приняла это. И сейчас, когда Эстония избрала путь конфронтации с Россией, она продолжает принимать этот абсолютно неприемлемый нарратив о "советской оккупации". Это ужасно и мерзко.

– А что в Евросоюзе говорят об этом мифе?

– В Брюсселе всем все равно. Послушайте, страны Балтии находятся на периферии. Мы очень далеко от Брюсселя. Можно говорить все что угодно – там просто ничего не поймут.

Когда я впервые приехала в Брюссель, увидела множество "цветных" людей и осознала, что они никогда не поймут проблемы русскоязычного меньшинства в Прибалтике.

– Как насчет конкретно Финляндии?

– Финляндия поддерживает позицию элит стран Балтии. У нас очень мало тех, кто выступает с противоположной точкой зрения. Это очень грустно.

– Возможно ли сделать так, чтобы мышление эстонцев изменилось и они перестали верить в "советскую оккупацию"? Может, все изменится с уходом нынешней политической элиты?

– Но ведь они и так постоянно меняются. И, конечно же, важную роль играют президентские выборы в США. Они влияют и на присутствие НАТО в Прибалтике. Это была большая ошибка, что страны Балтии вошли в НАТО.

И экономически они не стабильны. Даже туризм рухнул. И попросту не на что жить, и единственное, чем они занимаются, – экспорт русофобии.

В Эстонии сейчас нет ни одной политической партии, способной изменить ситуацию. Пока НАТО в Прибалтике, мы будем постоянно слышать о "советской оккупации", политика апартеида будет продолжаться, а лидеры страны продолжат свою антироссийскую риторику.