79 лет назад 28-29 августа героический прорыв кораблей Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт обернулся гибелью более 15 тысяч человек и нескольких десятков военных кораблей, транспортов и судов.
Традиционно на мысе Юминда в последние дни лета собираются общественные деятели и представители ветеранских и общественных организаций Эстонии, чтобы почтить память советских моряков и военных, мирных эстонских жителей – всех, кого поглотило море много лет назад в трагедии Таллинского перехода.
Сегодня живых свидетелей одной из самых трагичных страниц Великой Отечественной войны осталось немного. Память же о Таллинском переходе до сих пор не увековечена.
Многие общественные активисты отмечают: отрадно, что последний из ныне живущих участников Таллинского перехода, фронтовик, сегодня руководитель ветеранской организации Эстонского стрелкового корпуса Валентин Виллемсоо в 2019 издал книгу воспоминаний "На грани человеческих возможностей", посвященную трагическим событиям Таллиннского перехода 1941 года и тяжелейших боев под Великими Луками 1942-1943 годов. Книга опубликована при содействии главы Таллиннского общества участников Второй мировой войны антигитлеровской коалиции Нины Павловой.
Последняя бухта "Карла Маркса"
В субботу, 29 августа сотрудники посольства и представители ветеранских организаций по дороге на мыс Юминда традиционно заехали в живописное место, небольшой поселок около городка Локса, расположившегося в окружении высоких стройных сосен и елей на берегу моря. Здесь покоится экипаж эсминца "Карл Маркс".
Председатель Таллиннского клуба ветеранов флота Александр Караулов рассказал историю этого корабля.
Эсминец класса "Новик" был построен в 1914 году на Беккеровской судоверфи в одноименной гавани в Ревеле (Таллин) по плану перевооружения Российского императорского флота 1913-1920 годов. Эсминец получил имя "Изяслав" и был спущен на воду в октябре 1914 года. Корабль принимал участие в Моонзундской операции в октябре 1917 года, в Ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт в апреле 1918 года. В декабре 1922 года кораблю было присвоено имя "Карл Маркс".
В августе 1941 года эсминец встал на рейде в бухте Хара-Лахт, где и был накрыт налетом немецкой авиации: погибли 38 человек экипажа, 47 человек были ранены.
Александр Караулов отметил, что местные жители пытались найти погибших моряков. На берег удалось вытащить 12 человек. Так в небольшом эстонском поселке появилась братское захоронение экипажа эсминца "Карл Маркс", плиты которого на русском и эстонском языках увековечили имена моряков, освобождавших Эстонию от нацистов.
Караулов с сердечной благодарностью отозвался о той заботе и местных жителей, и управы Локса, с которой по сей день относятся к этому захоронению.
Незримая связь поколений
У памятника на братской могиле замерли юные девушки в морской форме – Почетный караул. Для объединения "Потомки участников ВОВ", его координаторов Юлии Калининой и Николая Устинова поездки в памятный день на мыс Юминда стали традицией. На протяжении двенадцати лет они приезжали к мемориалу, в начале небольшой группой, а впоследствии привлекли молодежь из Почетного караула.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Эстонии Александр Петров отметил, что в годовщину 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне складывается впечатление: "Чем солиднее звучат цифры таких годовщин, тем чаще приходится бороться с историческим беспамятством, а порой с откровенной фальсификацией истории трагического ХХ века".
"Памятник пронзительно напоминает, какой ценой досталась нам победа, сколько жертв было положено на ее алтарь, чтобы мы сегодня могли жить под этим спокойным небом и помнить, кому мы обязаны своим сегодняшним существованием. Чем глубже в историю уходят события той поры, тем выше наша взаимная ответственность за сохранение этой памяти", – сказал посол.
Петров подчеркнул, что крайне важно чтобы юное поколение, пришедшее в жизнь уже в веке нынешнем также знало, чем они обязаны уже свои прадедам. А задача и ответственность старшего поколения заключается в передаче этой памяти, которая сегодня помогает сохранять мир на земле.
По православной традиции краткую литию по погибшим совершил отец Владимир из местного храма святого праведного Иоанна Кронштадского. На могилу легки венки от посольства Российской Федерации в Эстонии, Таллинского общества ветеранов Второй мировой войны, Таллинского клуба ветеранов флота, Таллиннского общества участников Второй мировой войны и общества жителей блокадного Ленинграда.
Место общей истории и памяти
С 28 августа 1978 года на мысе Юминда установлен гранитный камень в окружении морских мин в память погибших в Таллинском переходе. Именно здесь в субботу прошла церемония поминовения погибших в Таллинском переходе.
Торжественную церемонию у Монумента на мысе Юминда открыли торжественные удары колока и музыканты батальона Кайтцелийт.
Распорядителем церемонии выступил геральдист, член правления Эстонского общества наследия Прийт Херодес. Вступительное слово произнес Архиепископ-эмерит Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Андрес Пыдер.
О памяти трагедии, которая многому учит сегодня живущих, открывает глаза на ценность жизни и мира, необходимость беречь это хрупкое состояние спокойной жизни под чистым небом, так или иначе говорили и глава местного самоуправления, и родственники погибших.
Посол РФ в Эстонии Александр Петров отметил, что действительно трудно представить, глядя сегодня на умиротворенные чистые воды залива, что было здесь тогда, 79 лет назад, в августе 1941 года, "когда взрывались мины, рвались бомбы, шла артиллерийская канонада, и корабли прорывались из Таллина в Кронштадт".
Петров напомнил, каким был приказ Гитлера – "ни в воем случае не допустить ухода кораблей Балтийского флота и советских войск из Таллина в Кронштадт на защиту Ленинграда".
Но героическое сопротивление здесь, на эстонской земле, превосходящим силам вермахта опрокинуло планы фюрера – в Кронштадт прибыли 163 корабля, около 11 тысяч красноармейцев и семи тысяч моряков, включившихся в оборону Ленинграда.
"Они подтвердили непоколебимый дух защитников нашей Родины. Поэтому сегодня мы говорим: вечная память погибшим героям. Чем глубже в историю уходят события той поры, тем больше мы обязаны доносить новым поколениям, кому они должны быть благодарны за их мирную жизнь", – сказал Петров.
Сохранение воинских традиций
Пасторы лютеранских церквей Куусалу и Локса и отец Владимир провели службы поминовения погибших.
Как отметил Александр Караулов, наличие священника всегда было традицией в русском флоте, и в кают-компаниях всегда были иконы.
"Сейчас на кораблях российского флота также в кают-компаниях висят иконы. В штате священников нет. Но, например, в Кронштадте есть Морской собор, который посещается личным составом кораблей. И так в каждом городе. И в Севастополе есть, и в Североморске, и во Владивостоке есть морские храмы, где проводятся службы, направленные на сохранение флотских традиций", – рассказал Караулов.
Присутствие на братской могиле представителей разных конфессий, по словам Караулова, символизирует то, что это место особое – примирительное.
"Нет здесь правых, виноватых, как уже говорили выступающие, причем с обеих сторон. Здесь погибли люди, люди разные – и мученики, и герои. И присутствие здесь разных конфессий – это замечательно, я считаю. Если бы в нашей повседневной жизни все было бы также, многие бы проблемы отошли сами по себе", – заключил Караулов.
Торжественной процессией возложили венки к монументу сотрудники посольства России, представители общественных и ветеранских организаций, родственников погибших. Почтили память погибших в таллиннском переходе известный эстонский ученый, морской археолог Велло Мясс и моряк в прошлом, а ныне владелец военного музея в Лагеди Йоханнес Тырс.
День единения двух народов
В этот день на русском и эстонском языках звучали слова благодарности всем, кто пришел к самой, пожалуй, большой морской братской могиле не только в Эстонии, а, пожалуй, во всей Европе, почтить память погибших. Звучали и теплые пожелания здоровья, мира и счастья ныне живущим.
Единственный из сегодня проживающих в Эстонии, контр-адмирал в отставке Иван Иванович Меркулов признался, что, несмотря на печальный контекст, связанный с мысом Юминда, его не покидает чувство счастья присутствия здесь.
"Я счастлив, что это трагическое место объединяет людей, независимо от национальности, политики, цвета кожи, потому что объединяются души вокруг трагического места, как память об ушедших. Вечная память", – сказал Меркулов.
И еще долго не расходились собравшиеся у Монумента на мысе Юменда – все вместе говорили, вспоминали, рассказывали, делились чувствами, мыслями, эмоциями.
Особенный дух дня памяти о Таллинском переходе отметила Юлия Калинина. "Самое важное, на мой взгляд, это редчайший факт единения, когда впервые за многие годы эстонская и русская общины вместе вспоминают о погибших в этой величайшей в истории морской трагедии. Здесь мы вспоминаем не только о тех, кто в муках умирал, но и о тех моряках, кто до конца боролся за живучесть своих кораблей и судов, о тех командах катеров и транспортов, кто спасал выброшенных в море взрывами на кораблях людей, кто сам уже не мог самостоятельно спастись", – сказала Калинина.
И заключила, что, наверное, самое главное, к чему приходит каждый побывавший на мысе Юминда – подобных трагедий больше никогда не должно повториться.