"Это диагноз": советские памятники не дают спокойно спать эстонским националистам

© Sputnik/ Светлана Бурцева

Пандемия коронавируса и экономические проблемы на время затмили, но не смогли вытеснить главного "врага" эстонских националистов. В любой обстановке они продолжают говорить про угрозу с Востока, неустанно борясь с "рукой Кремля".

Есть на свете вещи приходящие и уходящие, а есть вечное, основополагающее, сакральное. Некоторым эстонским националистам уже, наверное, тяжело представить жизнь без риторики о "коварной России", то и дело якобы пытающейся исказить историческую правду да оправдать "оккупацию". И не столь важно, что празднование 75-летия Победы уже прошло – как можно успокоиться, когда видишь цветы у Памятников советским солдатам-освободителям?

Вот и член парламентской фракции Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Кай Риммель не может сдержать праведное негодование: на каком таком основании каждый год, 8 мая, капелланы эстонских Сил обороны возлагают к подножию таллинского "Бронзового солдата" венок с надписью "От эстонского народа"? Возмущение парламентария было столь велико, что 13 мая она составила письменный запрос на имя министра обороны Юри Луйка – якобы неприкрытое прославление "советской оккупации" налицо.

© Sputnik/ Тимур Нисаметдинов
Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю в Таллине

Мадам Риммель хотела бы уточнить у господина министра, "почему солдатам оккупационной армии, в результате деятельности которой Эстония потеряла свою независимость на полвека, возложением венка оказывается признание на государственном уровне?" Ведь цветы у памятника есть не что иное, как "доказательство нелояльности по отношению к эстонскому государству". Ей весьма хотелось бы узнать, "спрашивались ли у эстонского народа полномочия на это? Если да, то когда и в какой форме?"

Думается, что результаты этого самого опроса могли бы неприятно удивить Кай Риммель. Пусть из-за пандемии коронавируса в этом году и не было особенных торжественных мероприятий, но люди не забыли о годовщине, люди проходили к памятникам, возлагали цветы – добровольно, не ведомые пресловутой "рукой Кремля". Если националисты и видят Красную армию "армией оккупационной", то их точку зрения разделяют далеко не все. Будь то иначе, колебался ли бы уровень популярности EKRE в районе 18%? Немалый, но не зашкаливающий показатель. Так что не стоит так смело говорить про весь "эстонский народ".

Примечательно, что у депутата не возникает вопросов по поводу возложения венков к памятнику солдатам Эстонского легиона СС – а стоило бы. Может быть, разгадка таится в еще одном ее тезисе: "Не считаете ли вы, что возложение венка полезно для российской пропаганды, так как это может быть истолковано как государственное признание оккупации Эстонии"? Вот оно что!

Ну, запишите тогда в российские пропагандисты президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, который 8 мая поблагодарил союзников за освобождение Германии от нацизма – работает же на Москву, не иначе.

Впрочем, для EKRE борьба против "Бронзового солдата" уже давно стала делом знаковым. В 2007 Мартин Хельме, функционер EKRE и нынешний министр финансов, принимал участие в событиях "бронзовой ночи", когда из-за памятника в центре Таллина вспыхнул конфликт. Тогда националистам удалось добиться переноса мемориала из центра города – ценой беспорядков и серьезного кризиса в отношениях с Россией. Март Хельме, отец Мартина и лидер EKRE, вовсе заявил, что "я бы перенес этот памятник не на кладбище Сиселинна, а в музей. Действующее решение кажется мне половинчатым".

© AFP 2019 / RAIGO PAJULA
События "бронзовой ночи" в Таллинне

Да что там "Бронзовый солдат". Хельме-младший видит опасность во всем, что связано с восточным соседом, которого называет заклятым врагом: "Россия начинала войны против Эстонии много раз за последнюю тысячу лет, глупо было бы думать, что эта угроза прошла".

Вообще, по мнению политика, неграждане и живущие в стране граждане России нелояльны Эстонии. Осталось только, по примеру президента Латвии Эгилса Левитса, заявить, что жители страны, считающие себя патриотами, не должны отмечать 9 мая День Победы – потому что это праздник, который "Кремль использует в своей пропаганде".

Неудивительно, что со стороны членов партии следуют такие запросы. Впрочем, это не первый и, наверное, не последний выплеск злобы, который довелось услышать Бронзовому солдату Алеше.

"Бронзовый солдат является символом оккупации, и его давно следовало бы снести", – говорил о нем бывший эстонский премьер Андрус Ансип. Но, к огорчению мадам Риммель, к памятнику продолжают приходить люди, возлагая венки и цветы. Они помнят, кому обязана свободой современная Эстония. Помнят, невзирая на все попытки эстонских националистов "изменить прошлое к лучшему".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.