Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу на днях с гордостью заявил, что пообщался по телефону с "лидером оппозиции" России Алексеем Навальным, пообещав тому расширить антироссийские санкции за отравление блогера.
"Поговорил с находящимся в Германии лидером российской оппозиции Алексеем Навальным. Пожелал ему выздоровления, осудил атаку официальных властей на его бюро в Москве. Подчеркнул важность международного расследования по делу о его отравлении химическим оружием. Если Россия не будет сотрудничать, придется расширить санкции. Алексей Навальный поблагодарил Эстонию за поддержку", – написал глава МИД Эстонии в своем блоге в Facebook.
Новый вызов для паровоза
Очевидно, что, помимо желания отвлечь внимание от довольно хаотичных действий руководства Эстонии по обузданию пандемии, глава внешнеполитического ведомства страны решил примерить на себя роль ведущего очередного витка санкционной войны Запада против России. Вероятно, одобрение для этого он получил в ходе состоявшегося накануне телефонного разговора с госсекретарем США Майклом Помпео.
Однако, учитывая то, что вслед за уходом Дональда Трампа из Белого дома вынужден будет уйти и Майкл Помпео, нынешние потуги Рейнсалу в очередной раз ради галочки в глазах "суверена" оказаться впереди паровоза могут быть не только не оценены новым руководством главного военно-политического союзника Эстонии, но и пойти во вред экономике страны. Особенно если Россия обратит внимание на нынешнюю инициативу Рейнсалу и решит дать Эстонии ассиметричный ответ.
Не коллективному Западу, а именно Эстонии, как формальному инициатору новых санкций.
Инициатива Рейнсалу может иметь под собой и еще одно основание. Как известно, на фоне белорусских событий главную роль в антироссийской политике в регионе в последнее время взяла на себя Литва. Эстония, конечно, тоже всячески способствовала раскачиванию власти в Минске, легитимизации в качестве лидера оппозиции Светланы Тихановской и обвинениям в адрес России в поддержке Белоруссии, но сравнить ее усилия в данном направлении с откровенными провокациями со стороны Литвы вряд ли можно. В то же время конкуренции между тремя странами Балтии за внимание главного союзника никто не отменял, а значит любая антироссийская инициатива способна склонить весы в пользу той или иной республики.
Чем ответит Россия
Заметит ли эти кульбиты Россия? Несомненно.
Будет ли на них немедленная болезненная для Эстонии реакция? Не факт.
Все зависит от текущей общемировой конъюнктуры. В то же время надеяться на то, что подобные действия бесконечно будут сходить с рук, по меньшей мере, недальновидно. Ведь реакция может иметь и долгосрочный характер.
Россия уже сейчас почти полностью переориентировала из стран Балтии, в том числе Эстонии, свой транзит. Но ведь есть и другие возможности ответа на политические провокации. Они связаны как с коммерческими интересами спонсоров эстонских партий в России, так и с взаимодействием с представленными и в России, и в Эстонии крупными международными концернами и организациями.
В условиях пандемии данные направления особенно чувствительны, а ведь впереди еще период восстановления, когда будут определяться направления приоритетного развития сотрудничества. И тогда каждый недружественный выпад против России будет абсолютно точно учтен.
Впрочем, возможно, что для некоторых политических сил в Эстонии экономические потери страны особого значения и не имеют. И они действуют по принципу "чем хуже, тем лучше". Ведь во время кризиса гораздо легче манипулировать сознанием людей, указав им на "врагов", которые якобы виноваты во всех бедах. В этом случае ответственность за собственные решения политики с себя как бы снимают, обеспечивая личное безбедное существование и в будущем.
Очевидно, что для Эстонии, как государства, было бы гораздо полезнее придерживаться более умеренной линии, не вмешиваясь в дела других стран, так как кроме проблем для ее жителей, это ничего не приносит.
Но поскольку самостоятельной внешнюю политику Эстонии назвать сложно, остается надеяться лишь на то, что излишнее рвение местных политиков не станет слишком уж разрушительным, а со временем на их место придут люди, способные умело маневрировать между интересами конфликтующих мировых полюсов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.