Недавние трения между Латвией и Эстонией по поводу возможного введения для граждан последней по прибытии двухнедельного карантина и возложении ответственности за это на эстонскую сторону стали лишь очередным эпизодом расхождения интересов стран Балтии. И хотя в результате стороны договорились, "осадочек" остался, и министру иностранных дел Эстонии Урмасу Рейнсалу пришлось оправдываться за инцидент как провинившемуся школьнику.
"Балтийский пузырь" (единое пространство стран Балтии в сфере здравоохранения и пересечения границ на время пандемии – прим. Baltnews) фактически был создан по инициативе Эстонии. Вообще говоря, существовало два основных правила: согласованная общая метрика самоизоляции и ограничение пассажирских рейсов. Эстония соблюдает эти правила, и я отвергаю это утверждение", – заявил глава МИД Эстонии в интервью Postimees.
I don't feel like a Balt
Впрочем, этот инцидент – лишь один из проблемных моментов, который стал достоянием общественности. По сути же, страны Балтии отдаляются сразу после того, как вышли из состава СССР, а с момента вступления в ЕС и НАТО фактически стали конкурировать друг с другом за внимание "старших братьев". Порой не выбирая средств.
Вспомним хотя бы нашумевшие слова бывшего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, сказанные им изданию Wall Street Journal о том, что Эстония для него не является страной Прибалтики: "I don't feel like a Balt. And who the fuck are they to tell me how I should feel?" (с англ. "Я не чувствую себя прибалтом. Да кто они вообще, б***, такие, чтобы говорить мне, кем я должен себя ощущать?").
О затухании интереса трех стран друг к другу свидетельствует и фактическое бездействие основанной в 1991 году парламентариями Балтийской ассамблеи, заседания которой проходят все реже, а решения не оказывают на политику стран никакого влияния.
Антироссийская ось
Пожалуй, единственная тема, по которой три страны Балтии еще продолжают действовать сообща, – это Россия и все, что с ней связано. Если Западу нужно озвучить по какому-то вопросу в любой из международных организаций антироссийскую повестку или просто прощупать пределы допустимого в переговорах с Россией, то страны Балтии всегда помогают им в этом "в едином порыве". Иногда к данной акции привлекаются и другие страны "антироссийской оси" – Польша, Грузия, Украина.
Можно вспомнить их единую позицию по противодействию строительству обеим веткам "Северного потока" и осуждение российских мер по защите населения на Украине и в Грузии.
Свежим примером стали совместные шаги стран Балтии по раскачиванию ситуации в союзной России Белоруссии и в частности санкции, которые ввели балтийские страны в отношении президента Александра Лукашенко и десятков белорусских чиновников.
Примеров множество. И вряд ли стоит искать среди них хоть один, где о России говорилось бы что-то в положительном тоне. Однако на антироссийской риторике отлаженное взаимодействие трех стран фактически и исчерпывается.
Денежки врозь
Там же, где речь идет о получении каких-то ресурсов или преференций от западных союзников, страны Балтии проявлять единство не спешат, перетягивая одеяло каждая на себя. Лучше всего это заметно на примере общего железнодорожного проекта Rail Baltica, который три страны уже много лет не могут согласовать. А ведь это как раз то, что могло бы свидетельствовать, что три страны в состоянии взаимодействовать не только на уровне деклараций.
Чисто своекорыстные интересы каждая из стран отстаивает и при выбивании субсидий из Брюсселя, и в конкурировании за размещение у себя на территории американских войск. Последнее, кстати, напрямую связано с градусом русофобии, который поддерживает каждая из стран, обеспечивающий максимальный успех "санитарного кордона" вокруг России.
И все же, вероятно, понятие "страны Балтии" как единый термин еще некоторое время будет существовать, но не из-за единства стран, а лишь из-за того, что так удобнее их внешним партнерам. В мировом масштабе население и территории стран Балтии столь малы, что даже президент США предпочитает разговаривать с тремя прибалтийскими президентами сразу, дабы не терять времени.
Но с годами противоречий между тремя странами будет накапливаться все больше, а смена поколений и экономические интересы неминуемо заставят пересмотреть подходы к антироссийской риторике. И совершенно необязательно, что страны Балтии в направлении к возможному сближению с Россией снова пойдут вместе. Прагматика обычно берет верх над идеологией. Как видим, это заметно уже сейчас, так будет и в будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.