Последний рубеж германского мифа: как освобождение Эстонии приблизило Победу

© Sputnik/ Максим Богодвид

Оборонительный рубеж "Танненберг" проходил по Синимяэским высотам и, помимо сугубо военного значения, обладал для нацистской пропаганды еще и значением символическим – как последнего рубежа, защищавшего германский мир от "славянских варваров".

Освобождение Эстонии от немецких войск стало результатом Прибалтийской стратегической наступательной операции, начатой советским командованием 14 сентября 1944 года. В ходе предшествовавшей ей Нарвской операции войска Ленинградского фронта под командованием маршала Леонида Александровича Говорова 25 июля 1944 года форсировали реку Нарву. Овладев городом Нарвой, они столкнулись с ожесточенным сопротивлением противника, закрепившегося на оборонительном рубеже "Танненберг" протяженностью 55 км и глубиной 25–30 км. 

Он проходил по Синимяэским высотам в 16 км от Нарвы и, помимо сугубо военного значения, обладал для нацистской пропаганды еще и значением символическим – как последнего рубежа, защищавшего германский мир от "славянских варваров". Оборонять этот рубеж немецкое командование предполагало до последнего солдата и сосредоточило на нем "наиболее устойчивые" европейские эсэсовские части: "Нидерланды" (голландские коллаборационисты), "Нордланд" (датские и норвежские добровольцы), эстонскую 20-ю дивизию СС. Яростно обороняясь, они обеспечивали, среди прочего, достаточный запас времени для уничтожения заключенных нацистских концентрационных лагерей – военнопленных, евреев, мирного населения, находившихся на территории Эстонии.

Траншеи батальонов Третьего рейха в битве за линию «Танненберг», Синимяэ, Эстония

Атаки войск Ленинградского фронта на линию "Танненберг" успеха не принесли, и в начале августа 1944 года операция была прекращена. По инициативе Говорова советское командование изменило направление основного удара, приняв решение атаковать из района Тарту в направлении Раквере, выйти в тыл Нарвской группировке противника и замкнуть ее в котел. 

Для осуществления этого плана скрытно перебросили часть войск из-под Нарвы в район Тарту, и 17 сентября войска 2-й ударной армии под командованием генерала Ивана Ивановича Федюнинского после артподготовки при поддержке авиации форсировали реку Эмайыги, что стало полной неожиданностью для немецкого командования. Стремительным броском за первые два часа атаки пехота продвинулась на 7 км и за день прорвала оборону неприятеля на расстоянии 18 км. При этом Федюнинский отмечал, что "исключительно высок был наступательный порыв у личного состава 8-го эстонского корпуса". 

© РИА Новости
Переправа войск левого фланга Ленинградского фронта, первыми вступившими в город Нарву, 1944 год

В ходе первого дня наступления был прорван первый рубеж обороны противника, и советские войска подошли к ее предполагаемому второму рубежу. В ночь на 18 сентября части 2-й ударной армии продолжили наступление с тем, чтобы не позволить неприятелю организовать подвижную оборону танково-артиллерийского характера в районе северо-восточного Тарту и закрепить достигнутый успех. Развивая наступление в течение второго дня, они преодолели огневое сопротивление противника на промежуточных рубежах, расширили фронт прорыва до 45 км, продвинулись от 20 до 28 км вглубь занятой неприятелем территории и овладели более 450 населенными пунктами. 

Несмотря на ожесточенное сопротивление вражеской пехоты при поддержке артиллерии и танков, нанесших советской стороне ощутимый урон (в частности, 19,5% ее тяжелых танков было выведено из строя), Нарвская группировка неприятеля оказалась перед угрозой окружения. В соответствии с приказом Гитлера, подписанным 16 сентября, начался отвод немецких войск от линии "Танненберг" и их эвакуация из Эстонии. В ходе нее морским путем из Таллина противнику удалось вывезти до 60 тыс. человек. 

© РИА Новости
Маршал Советского Союза Леонид Говоров

Немецкие части, противостоявшие 2-й ударной армии, удерживали оборону до вечера 18 сентября, прикрывая отход своих войск от линии "Танненберг". Стремясь не позволить противнику организовать оборону на рубеже Муствеэ – Йыгева или Авинурме – Симуна – Ракке и не дать ему возможности дождаться резерва из района Таллина или с Нарвского направления, советские войска продолжали преследовать отступавшего неприятеля. 

Наступавшая под командованием генерала Филиппа Никаноровича Старикова 8-я армия 20 сентября преодолела Нарвский перешеек и левым флангом соединилась со 2-й ударной армией, образовав единый фронт. Преследуя неприятеля в западном направлении, советские войска уничтожили его части прикрытия, в течение дня продвинулись на 20–60 км и заняли более 150 населенных пунктов. К вечеру 20 сентября был освобожден город Раквере, от которого до Таллина оставалось 100 км. 

Воины 8-го эстонского корпуса вступают в Таллинн после освобождения города от германских войск, сентябрь 1944 года

Развивая успех, 2-я ударная армия преодолела сопротивление неприятеля и расширила фронт прорыва до 100 км. Своими внутренними флангами 2-я и 8-я армия соединились, однако окружить Нарвскую группировку противника не удалось. Он смог вывести свои основные силы из-под удара. В то же время их планомерный отвод за рубеж Раквере был сорван, осуществлялся в спешке, что не позволило неприятелю организовать на едином рубеже оборону перед лицом наступавших советских войск. 

Танковые части 8-й армии 21 сентября преследовали отходившего противника в направлении на Таллин, заняв железнодорожную станцию Тапа и поселок Амбла. Продвигаясь далее, они встретили организованное сопротивление неприятеля и, преодолев его, к вечеру вышли в район мызы Ягала. На рассвете следующего дня подвижные части 8-й армии форсировали реку Ягала и, смяв оборону противника на реке Пирита, в 11.00 часов стремительно ворвались на восточную окраину Таллина. 

Созданное 18 сентября правительство Эстонии не смогло организовать боеспособных сил обороны, за исключением "Боевой группы адмирала Питка". Однако она была вскоре распущена вследствие очевидной бессмысленности сопротивления, а временно исполнявший обязанности президента Эстонии Юри Улуотс бежал в Швецию. При поддержке кораблей Балтийского флота, в течение трех часов – к 14 часам дня 22 сентября – Таллин был полностью освобожден. Москва салютовала его освободителям 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. 

© РИА Новости
Жители беседуют с советскими танкистами, освободившими Таллин, 1944 год

После освобождения Таллина войска левого фланга Ленинградского фронта преследовали неприятеля, отступавшего через Пярну и Вильянди в Латвию. Выполняя поставленную задачу, 2-я ударная армия 23 сентября заняла Пярну, а передовые части 116-го стрелкового корпуса овладели Вильянди. В следующие дни, вплоть до 26 сентября, войска Ленинградского фронта вышли на все побережье Балтийского моря протяженностью от Таллина до Пярну, завершив освобождение Эстонии от врага, за исключением островов Даго и Эзель (они были освобождены в ходе Моонзундской операции, завершившейся 24 ноября). Силы 2-й ударной армии 26 сентября вступили на территорию Латвии и соединились с войсками 3-го Прибалтийского фронта. Таллинская операция была завершена. 

Длившаяся десять дней Таллинская операция по приблизительным подсчетам стоила врагу 65–75% личного состава и вооружения его Нарвской и Тартуской группировок.

В отчете штаба Ленинградского фронта об этой операции, среди прочего, отмечалось, что до половины личного состава вражеских частей, укомплектованных эстонцами, разбежалось по домам, побросав оружие в лесах.

Это служит лишним подтверждением тому, что никаких иллюзий о "независимой Эстонии" в составе Рейха, за которую, по утверждениям некоторых политиков, коллаборационисты готовы были проливать свою кровь до последней капли, у них в действительности не было. 

До полного разгрома нацистской Германии оставалось еще более чем полгода упорных и кровопролитных боев, и освобождение Эстонии с важным в стратегическом отношении военно-морским пунктом Таллином стало одной из вех на победном пути к Берлину. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.