Выход Литвы из состава СССР в 1991 году изменил республику практически до неузнаваемости. Обретя самостоятельность и независимость, новая власть стала рвать политические, экономические и исторические связи с Советским Союзом и впоследствии с Россией.
Практически мгновенно советский период истории стал считаться "оккупационным", а ветераны, сражавшиеся в годы Второй мировой войны против гитлеровской Германии, перестали считаться героями-освободителями. Теперь они стали "пособниками коммунистического режима", и на смену им пришли новые "герои" – националисты, сражавшиеся на стороне немцев за "свободную Литву".
В начале апреля Сейм Литвы принял резолюцию, осуждающую Россию за "отрицание роли Советского Союза как одного из главных инициаторов Второй мировой войны". Так, с легкой руки литовских политиков СССР стал агрессором наряду с нацистской Германией.
Ветераны-красноармейцы уже почти 30 лет преданы забвению. Так случилось и с солдатами 16-й Литовской стрелковой Клайпедской дивизии, сформированной в 1942 году.
"16-ая Литовская дивизия не считается дивизией, которая освобождала Литву от немецко-фашистских захватчиков. Ее ветеранов считают коллаборантами, которые в "преступной" советской армии совершали убийства под руководством "тирана" Сталина", – рассказывает в беседе с Baltnews президент литовской ассоциации военной истории "Забытые солдаты" Виктор Орлов.
История о 16-й Литовской стрелковой дивизии намеренно предается забвению, и это делается в угоду нынешнему политическому режиму. "В публичном пространстве о ней особо не упоминается. Возможно, это связано с контекстом геополитического противостояния между Литвой и Россией и, в частности, разной трактовкой исторических процессов", – объясняет Baltnews литовский политолог Вадим Воловой.
Однако правду о Второй мировой войне скрыть невозможно, и о подвигах солдат 16-й стрелковой дивизии продолжают помнить даже сегодня.
От Орла до Клайпеды
16-я Литовская стрелковая Клайпедская дивизия была сформирована к концу 1942 года. Уже спустя несколько месяцев новое воинское соединение было отправлено на фронт.
"Ее первый бой состоялся 21 февраля 1943 года у деревни Алексеевка в 50-ти км от Орла. Дивизия понесла огромные потери. Мужество и героизм солдат и офицеров всегда останутся в нашей памяти. Я говорю о тех, для кого историческая память о войне священна", – рассказывает Baltnews историк Элла Канайте.
Летом 1943 года дивизия участвовала в знаменитой Курской битве. В первые дни сражения 16-я дивизия выдержала мощный удар немецких танковых и пехотных войск. Вот как советские военные историки Григорий Колтунов и Борис Соловьев описывают подвиг рядового Виктора Яценевича:
"5 июля Яценевич был назначен начальником направления связи и обслуживал телефонные переговоры в районе деревни Семидворики. Когда гитлеровцы перешли в наступление на эту деревню, отважный воин, находясь на наблюдательном пункте, до последнего момента передавал сведения о продвижении противника".
"Ему не удалось быстро снять кабель и отойти на новый рубеж, и он попал в плен. После того как наши войска выбили врага из Семидворики, было найдено изуродованное тело юного телефониста, повешенного в блиндаже на телефонном проводе. Было установлено, что немецкие изверги подвергли Яценевича зверским пыткам, добиваясь от него нужных сведений. Его жгли на костре, кололи руки, ноги, разрезали живот. Патриот Яценевич остался верен воинской присяге, не разгласил военную тайну. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Виктору Антоновичу Яценевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза".
За отвагу, проявленную в ходе Курской битвы, 16-я дивизия получила благодарности от Верховного Главнокомандующего и командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского.
Дивизия участвовала в освобождении Белоруссии и к июлю 1944 года подошла к границам Литвы. Председатель республиканской организации ветеранов Второй мировой войны Юлюс Декснис вспоминает:
"Летом 1943 года всем стало ясно, что война покатилась на запад. А весной 1944 мы буквально считали дни до прихода Красной армии. Чем ближе гремела канонада, тем светлее становились лица простых литовцев. Могу ответственно заявить: солдат-освободителей встречали цветами, молоком, медом весенним. Всем, чем богаты были селяне".
В битве за Литву дивизия участвовала во многих боях, но прежде всего она отличилась при обороне города Шауляй. Ей удалось в течение трех дней успешно отражать атаки немецкой танковой дивизии "Великая Германия" и не дать ей вернуть контроль над шоссе и железной дорогой Шяуляй – Елгава. Только в районе обороны дивизии противник потерял до 900 солдат и офицеров, 22 тяжелых танка и самоходных орудий, а также 8 бронетранспортеров.
В сентябре – октябре 1944 года 16-я Литовская дивизия приняла участие в освобождении Клайпеды (тогда город носил название "Мемель" – прим. Baltnews). Юлюс Декснис, вступивший в ряды 16-й дивизии, с горечью вспоминает Мемельскую операцию: "Легко не было. Это было мое первое испытание боем". Декснис служил в разведке и впоследствии был награжден медалью "За отвагу".
За отличие в боевых действиях при освобождении Клайпеды, в результате которых территория Литовской ССР была окончательно освобождена, дивизии было присвоено почетное наименование Клайпедской. В октябре 1944 года она удостоилась ордена Красного Знамени.
Политика исторического забвения
О славном боевом пути освободителей Литвы рассказывать больше не принято – современная власть это не приветствует. В СМИ подобная тема не популярна, а в музеях история советских воинов-освободителей фактически запрещена.
"В 1987 году, придя работать учителем истории в 6-ую среднюю школу города Вильнюса, я познакомилась с музеем 16-ой Литовской стрелковой дивизии. Создатель и организатор музея – учитель физики Ольга Рукшенене. В 1990–1991 годах музей был упразднен, Ольга Рукшенене уехала из Литвы, а материалы музея, увы, не сохранились", – рассказывает для Baltnews историк Элла Канайте.
Бывшие солдаты дивизии чувствуют себя брошенными и ненужными – в современной Литве их не считают ветеранами Второй мировой войны.
"Государство вообще не обращает на нас никакого внимания. Я чувствую обиду", – жалуется Юлюс Декснис в беседе с Baltnews.
"Когда я встречаюсь с ветеранами и их наследниками, я всегда говорю, что так нельзя, потому что, если бы не мы (не только 16-я дивизия, но и вся советская армия), не удалось бы победить немецко-фашистских оккупантов, и сегодняшней Литвы не было бы", – рассказывает Декснис.
Ветеран тем не менее не оставляет надежду, что когда-нибудь ситуация изменится и справедливость восторжествует: "Конечно, хотелось бы, чтобы это положение изменилось. Я везде и всюду, где встречаюсь с государственными деятелями, об этом говорю, но на это все равно не обращается должного внимания".
После многих лет пропаганды и распространения мифа о "советской оккупации" официальный Вильнюс вряд ли изменит свою позицию. Очевидно, что литовские власти продолжат переписывать историю Второй мировой войны, и ветераны 16-й Литовской Клайпедской дивизии так и останутся забытыми и униженными. Но в народной памяти подвиги красноармейцев по-прежнему сохранятся. Главное – продолжать о них говорить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.