Приезд на 9 мая в Москву – это шанс президента Эстонии остаться на второй срок

© Sputnik/ Владимир Астапкович

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд после прошлогоднего визита в Москву получила шанс на более существенную роль, которая может пойти не только на пользу республике, но и обеспечить первой женщине-президенту переизбрание на второй должностной срок.

Вопрос, поедет ли президент Эстонии 9 мая на празднование Дня Победы в Москву, превращается у эстонских общественных деятелей в своеобразный тотализатор. И это притом, что на парад главу республики до сих пор так официально и не пригласили.

Заявлением, возлагающим на СССР ответственность за начало Второй мировой войны и обвиняющим современную Россию в фальсификации истории, эстонские политики сами себя поставили в ситуацию, при которой любые шаги в сторону нормализации эстонско-российских отношений оказались крайне трудноосуществимыми. Это касается и ратификации договора о границе, и возможного участия президента Эстонии Керсти Кальюлайд в праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве.

А если пригласят?

До тех пор пока официального приглашения на праздник в Москве у президента нет, Эстония может оставаться в рамках привычной политики. Если же приглашение поступит, то его отклонение автоматически поставит крест и на возможном визите Владимира Путина на Всемирный конгресс финно-угорских народов, куда Кальюлайд пригласила российского лидера в ходе прошлогоднего визита в Москву. А в последнем Эстония, исходя из тактических и экономических соображений, весьма заинтересована. Более того, срыв данного визита может означать, что президент России, вне зависимости от человека, который будет занимать этот пост, не появится на эстонской земле еще несколько десятилетий.

Казалось бы – мечта эстонских национал-радикалов сбудется. Однако не все так просто.

Несмотря на громкие антироссийские заявления, желания совсем разрывать отношения с восточным соседом у эстонских политиков нет, ведь дотации со стороны ЕС сокращаются, проблемы в экономике из-за взятого курса на климатическую нейтральность растут, а обеспечить социальную стабильность в стране при полном закрытии российского рынка будет невозможно.

Что бы ни говорили политики, доходы Эстонии от бизнеса с Россией, а также российских туристов составляют немалую часть бюджета.

Именно поэтому в ближайшие месяцы мы будем наблюдать попытку эстонского руководства усидеть на двух стульях – остаться в рамках прежней идеологии (в том числе совместных акций с Польшей и прочими соратниками по антироссийскому лобби) и хоть как-то обеспечить интересы собственного крупного бизнеса и экономики в целом. До сих пор Эстонии это удавалось, однако негативный сигнал от Керсти Кальюлайд, воспринимаемой некоторыми кругами в России в качестве одного из посредников в переговорах Западом, может обрушить пирамиду и привести к окончательному сворачиванию отношений. Для Москвы это, возможно, и не будет слишком приятно, но не более того.

Прибалтика и в частности Эстония в последнее время все больше уходят из приоритетов российской внешней политики. Недавнее приостановление деятельности торгпредств РФ в Балтии лишь подтверждает это. Российский транзит почти полностью переведен в Усть-Лугу. Опыт Грузии показывает, что при желании Россия легко может перекрыть и туристический поток. А раз так, то данная территория при окончательном охлаждении отношений в будущем может рассматриваться Россией исключительно как место базирования стратегического противника.

Три президента – три решения

В спорах о необходимости ехать президенту Кальюлайд в Москву эстонские журналисты вспоминают аналогичный отказ со стороны президента Арнольда Рюйтеля и согласие прибыть на День Победы со стороны президента Тоомаса Хендрика Ильвеса.

© Sputnik/ Дмитрий Астахов
Дмитрий Медведев встретил в Кремле Тоомаса Хендрика Ильвеса, который прибыл для участия в мероприятиях по случаю 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Каждый из случаев заслуживает отдельного анализа, однако с позиции сегодняшнего дня можно констатировать, что ни один из прежних лидеров Эстонии не рассматривался Москвой как переговорщик, который мог бы быть полезен в геополитических играх с Западом. Рюйтель был хорошо знакомым бывшим коммунистическим аппаратчиком, который именно из-за своего прошлого не воспринимался ни Москвой, ни Западом всерьез. Ильвес, в свою очередь, воспринимался как чистый американец, который в принципе не был способен на независимые компромиссы.

Кальюлайд после прошлогоднего визита в Москву получила шанс на более существенную роль, которая может пойти не только на пользу Эстонии, но и обеспечить первой женщине-президенту республики переизбрание на второй должностной срок.

Очевидно, что побывавшие весной прошлого года вместе с президентом в российской столице спонсоры эстонских партий и другие представители крупного эстонского бизнеса в состоянии также замолвить тут свое веское слово.

Как заметил главный редактор издания Diplomaatia Эркки Баховски, в данной ситуации ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов, "поскольку русские могут играть в очень мноходовые игры". Было бы неплохо, чтобы Эстония в этой геополитической игре научилась лавировать без очередных потерь для себя. Ведь на Красной площади в любом случае соберется в мае весьма представительная компания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.