В Евросоюзе все чаще раздаются голоса, критикующие антироссийские ограничительные меры. Так, президент Чехии Милош Земан в своем недавнем интервью заявил, что санкции против России бессмысленны:
"Я всегда был противником не только антироссийских, но вообще любых санкций. Потому что считаю их неэффективными. Против Кубы санкции действовали 50 лет. Ничего не изменилось, и кастровский режим продолжает существовать".
Земан также отметил, что страны, которые вводят санкции, обычно не добиваются своей фактической цели – смены режима.
"Когда вы с помощью санкций закроете двери, то этим, как ни парадоксально, поддерживаете тот режим, на который вы хотели оказать влияние. Это называется мифом осажденной крепости. И сразу лидер страны, находящейся под санкциями, становится популярным", – пояснил свою позицию чешский президент.
О том, что санкции против России контрпродуктивны, в Восточной Европе заговорили практически сразу после их введения. В последние годы об этом стали заявлять намного чаще.
В июне 2019 года заместитель премьер-министра Венгрии Жолт Шемьен заявил, что его страна всегда выступала против санкций.
"В первую очередь я хотел бы отметить, что Венгрия всегда очень уверенно и абсолютно открыто выступала против санкций, введенных против РФ, подчеркивая, что данные санкции абсолютно бессмысленны и не нужны: кроме вреда, не приносят ничего", – заявил он.
В марте 2019 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов также признал бессмысленность и вред антироссийских санкции ЕС. Прежде всего, для его страны:
"К сожалению, санкции оказывают сильное влияние, особенно в сельскохозяйственном секторе, мы теряем сотни миллионов, и поэтому я настаиваю на возвращении за стол переговоров".
Отношения России и западных стран ухудшились в связи с ситуацией на Украине и вокруг Крыма, который воссоединился с Россией после референдума на полуострове в 2014 году.
Запад, обвинив Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины, ввел против нее санкции. Москва приняла ответные меры, взяв курс на импортозамещение. Россия не раз заявляла, что разговаривать с ней на языке санкций контрпродуктивно.