Если у бога спросить, какую страну он знает в Европе, он первым делом назовет Польшу. Там идеи контрреформации были вплетены в суть государственности, поэтому последние 300 лет страна продолжает возвращаться в лоно истинной церкви. Это накладывает непонятный на первый взгляд, особый польский взгляд на историю.
В Польше, например, больше чтут не победы, а поражения. Трагичное становится сакральным, лучше запоминается и входит в массы. Основы национальной истории писаны епископами, прочно вплетены в религию, поэтому данная наука там – служанка богословия.
Естественно, что в таком контексте отмечать лучше не конец Второй мировой, а ее начало. Тем более и цифра значимая – 80-летний юбилей. Пригласили на данное мероприятие представителей 15 государств. Берлин есть, Москвы нет. Зато есть Киев и Тбилиси. Рейкьявик прилетел.
Не ломайте голову списком. Точнее, так – не ищите историческую логику, там, скорее, что-то близкое к религии: вместо вчерашних фактов – современные идеи, а история – ну подвернулся случай, почему нет. Это такой список "пострадавших от СССР и России". Кто там с кем воевал – это дело десятое, отмечать мы будем именно это.
Конечно, не обошлось без Эстонии, куда без нее во Второй мировой? Президент Керсти Кальюлайд – мировая женщина, достала старые счеты и свела – всем авторитетно сообщив, что в Эстонии воевали до 1994 года. Бились, как могли, и в итоге перемогли. И вот когда последние "оккупационные" войска ушли – тогда все и закончилось. Память, говорит, будет гарантией того, что это не повторится.
Память – штука хитрая. Кого-то она подводит, а кто-то подводит ее. Вопрос в том, что вы хотите вспомнить и как. А иногда и хотите, очень хотите, да не вспоминается. Эстонская историческая память тоже вполне религиозна: фактами подтверждается плохо, зато верится на раз два.
До 1940-го года Эстония себе "преуспевала", жила настолько "хорошо, дружно и крепко", что собственный народ вынес ее к ногам "оккупанта". "Вероломные красные" вторглись без войны и до конца века якобы кошмарили все, до чего могли дотянуться. И чтобы такого не повторилось, нужно помнить. Что именно нужно помнить? То, что говорят сейчас, – вот это и помните. Все остальное – сплошная ложь, пропаганда, богохульство и различные виды ереси.
Поскольку русские всегда нервно реагируют на вольные трактовки событий Второй мировой, нужно продолжать развивать эту дисциплину. Действовать решительнее. 1 сентября надо отмечать "нападение Сталина на Европу". А дни победы разбросать по странам. Например, 8 мая победу над русскими празднуют США, Великобритания и большинство европейских стран. Германия – победу над русскими пусть празднует с падением стены. Восточная Европа – с распадом СССР. Эстония в 1994-ом пусть празднует. А Украине и Грузии праздновать рано. Там Вторая мировая продолжается.
В Прибалтике, кстати, как и в Польше, куда охотнее отмечают трагичные даты.
Например, недавно жители трех стран радостно вышли на трассу Таллин – Вильнюс. Автобусы, дети, флаги, улыбки на лицах, цветы. Отмечали годовщину "Балтийского пути". А "Балтийский путь" – мероприятие ко дню подписания пакта Молотова-Риббентропа, то есть по официальной прибалтийской историографии – начала "оккупации". Начало "оккупации" – а тут люди на улицах, улыбки, флаги, приветственные жесты проезжающим автомобилям. Едешь – и чувствуешь себя советским танкистом в сороковом году. Прям историческая реконструкция. Дата вроде трагическая – зато празднуем весело.
И правильно – меньше головы, меньше дурацких вопросов. Голова, думающая о вчерашнем, портит сегодняшнее. Отключайте. Историю надо понимать сердцем, а не чем-то еще. Меньше логики – больше веры. Парадоксально, но тогда и ум крепчает. А правильная память – гарант того, что не повторится то, что навыдумывали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.