Отсоединение Англии от Европейского союза сегодня беспокоит всю Европу. Однако если, к примеру, Германия или Франция просто хотят выторговать у Лондона лучшие условия, чтобы понести наименьшие экономические потери, то прибалтийские страны застыли в ожидании серьезных проблем. Многие проекты, которые Брюссель обещает помочь профинансировать, теперь могут остаться только на бумаге.
После того как премьер-министром Великобритании стал Борис Джонсон, тема Брекзита вновь всколыхнула страну. Более того, сам глава Туманного Альбиона открыто заявил, что выход страны из Европейского союза состоится в любом случае. Будет соблюдена сделка с Брюсселем или нет – это неважно. Ему вторит и британский министр по вопросам Брекзита – Стивен Баркли.
"Провел разговор с Мишелем Барнье (главный переговорщик по Брекзиту со стороны Евросоюза – прим. Baltnews) и ясно обозначил нашу позицию. Мы хотим достичь сделки, но покинем ЕС 31 октября с ней или без нее",– сообщил Стивен Баркли в Twitter.
Можно сколько угодно сравнивать прическу Бориса Джонсона с волосами Дональда Трампа, считать премьер-министра несерьезным и даже смеяться с него. Только вот "периферийным" странам ЕС как-то не особо весело.
При всей своей шутливости Борис Джонсон действительно может "оторвать" Лондон от континентальной Европы, причем не считаясь с потерями.
Урон понесет не только Англия, но и многие страны Евросоюза, которые получают от Брюсселя финансовую помощь. Прибалтийские государства – не исключение.
Кто и сколько потеряет от Брекзита
Недавно в обзоре "Экономические последствия Brexit" Левенского университета Бельгии появились весьма неприятные для Таллина цифры. Оказалось, что экономика Эстонии из-за выхода Великобритании из ЕС может потерять от 51 до 193 млн евро.
Разумеется, все будет зависеть от того, будет ли проходить Брекзит согласно заключенному с Брюсселем соглашению или же без всякого договора. Однако в любом случае прибалтийскому государству нужно приготовиться.
Кстати, не думайте, что проблема исключительно в уменьшении финансовой помощи. Есть еще и последствия в виде потери около 2700 рабочих мест. Понятно, что неофициально эстонцев, впрочем, как и литовцев с латышами, в Великобритании работает намного больше. Но мы сейчас не будем тратить время на подсчет всех трудовых мигрантов.
Между прочим, британское правительство приравняет всех прибалтов к обычным иммигрантам. Это значит, что гастарбайтеры из Эстонии, Литвы и Латвии после выхода Великобритании из ЕС не смогут рассчитывать на "социальный пакет", который им до сих пор предлагало Соединенное Королевство. Но речь не только об этом.
В итоге достанется всей "периферии" Евросоюза. Как пишет британская BBC, в 2017 году 10 стран ЕС были спонсорами: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Австрия, Финляндия, Швеция, Дания и Ирландия. Причем Берлин отдавал Евросоюзу больше всех – 12,8 млрд евро. На втором месте стояла Великобритания – 6,5 млрд евро. А теперь представьте себе, сколько денег лишатся страны-доноры ЕС после того, как Борис Джонсон "отрубит" Лондон от континентальной Европы?
Как рассказал в комментарии для Baltnews старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб, Британия была важнейшим донором фондов помощи ЕС.
"Брекзит объективно приводит к сокращению финансирования из европейских фондов. Соответствующие решения были приняты еще в прошлом году. По предварительным расчетам, по проекту долгосрочного бюджета ЕС с 2021 по 2027 года, финансирование стран Балтии сокращается почти на четверть.
Приблизительно на такую же величину сократится помощь странам Восточной Европы, так называемой Вышеградской группе. Уменьшатся дотации и нуждающимся странам юга Европы – Испании, Португалии, Италии и Греции. В первую очередь, это может ударить по фермерам из перечисленных стран", – рассказал эксперт.
Многие проекты Прибалтики лишаются поддержки
После Брекзита скидываться на "периферийные" страны в Европе будут гораздо меньше. По разным оценкам, если сделка между Лондоном и Брюсселем провалится, то Евросоюз потеряет около 1,2 млн рабочих мест. Понятно, что для некоторых стран вроде Италии, Словении или скандинавских держав это не настолько смертельно. А вот Эстонии, Латвии и Литве придется несладко.
У прибалтийских стран на сегодняшний день есть несколько проектов, которые если не полностью, то в значительной мере зависят от дотаций, которые выделяет Брюссель. Самые, пожалуй, крупные из них – это железная дорога Rail Baltica и выход из энергетического кольца БРЭЛЛ. Постройка и модернизация железной дороги, а также подключение к единой европейской энергетической системе, требуют огромных средств, которые для бюджетов стран Балтии сегодня неподъемны.
Есть, разумеется, и более мелкие запросы, вроде проекта литовской Amber Grid и латвийской Conexus Baltic Grid (увеличение пропускной способности трубы), который оценивается в 10,2 миллиона евро. Прибалтийские страны просят ЕС покрыть 75% стоимости.
Политический вес станет меньше?
Что же до отношений непосредственно Англии и стран Балтии, то в целом, как рассказал Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, связка "Великобритания – Прибалтика", значимая скорее только для литовцев в связи с их массовой трудовой миграцией, в Англии вряд ли как-то пострадает.
"Политические и культурные связи здесь в принципе менее прочные, чем трудовые. Британцы попросту любят отдыхать в Литве, Латвии или Эстонии из-за низких цен для туристов. Возможно, возникнут сложности с рабочими визами или каким-то регулированием трудовой миграции из Прибалтики в Англию, но, насколько мне известно, пока о чем-то конкретном говорить не приходится", – считает эксперт.
Что же до способности "слышать" голоса политических элит Прибалтики, то Вячеслав Данилов уверен, что после Брекзита мало что изменится. "Великобритания и так проводила для континента (включая страны Балтии – прим. автора) независимую внешнюю политику", – добавил директор Центра политического анализа.
Впрочем, от Англии прибалтийским государствам нужны были только деньги. На какое-нибудь политическое влияние никто и не рассчитывал, да и зачем оно? А вот иметь хоть какой-нибудь "вес" во внутриевропейском разговоре для Таллина, Риги и Вильнюса крайне важно. Нет, конечно, Прибалтика всегда воспринималась Брюсселем как "периферия" ЕС, но ее хотя бы замечали, используя как рупор русофобии.
Теперь же Россия возвращают в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), власти Германии предлагают молодежи из России в возрасте 18-25 лет въезжать в ФРГ без виз, "Северный поток–2", вопреки санкциям, будет готов примерно через год. Все. Бешеная антироссийская истерия уже так не востребована в Европе. А тут еще и Борис Джонсон со своим Брекзитом, после которого "будь что будет". На страны Балтии попросту нет времени, у ЕС есть дела намного важнее.
И это для Прибалтики самое страшное. Когда Эстония, Литва и Латвия станут неинтересны ЕС даже в политическом аспекте, автоматически снизится и финпомощь. Об этом уже свидетельствует и проект долгосрочного бюджета Европейского союза, который вступит в силу с 2021 года и продлится вплоть до 2027 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.