Анализируя эволюцию российско-прибалтийский отношений за последние 30 лет, политолог Леонид Карабешкин пришел к выводу, что в 1990-х годах Москва переоценила степень экономической зависимости Прибалтики от России и значение общественного запроса на улучшение отношений с "восточным соседом".
"В 1990-е, когда формировался российский подход к странам Балтии, в нем было много надежд, которые не реализовались, и завышенных ожиданий, которые привели к разочарованиям. Необоснованными оказались надежды на то, что страны Балтии будут благодарны России за поддержку в противостоянии союзному центру, что позволит выстроить дружественные и партнерские отношения независимых государств. Балтийские элиты быстро поставили знак тождества между "новой" Россией и СССР", – отмечает Карабешкин.
Он также подчеркивает, что прибалтийские политики не были настроены на выстраивание конструктивного диалога с Россией. В этих условиях Москва безуспешно стремилась наладить прагматичные отношения с Прибалтикой.
"России нечего было противопоставить стратегической линии стран Балтии, направленной на максимальное дистанцирование от России, ограничение как политических, так и экономических связей с ней. Различающиеся детали – всего лишь страновые нюансы", - уверен аналитик.
Эксперт отмечает, что в нынешних условиях линия России в отношении стран Балтии может быть обозначена как "критическое игнорирование".
Ранее президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отметил, что в начале 1990-х годов российское руководство рассчитывало на построение хороших отношений с Эстонией, однако ожидания Кремля не оправдались.
На прошлой неделе в интервью Baltnews посол России в Эстонии Александр Петров отметил, что в 1990-е годы в Эстонии к власти пришли политики, ставшие считать русскоязычное население республики "российской "пятой колонной".