Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт

© Sputnik/ Алексей Межуев

Таллинский переход – один из самых героических и одновременно трагических эпизодов Великой Отечественной войны. В эти августовские дни подвигу моряков-балтийцев исполняется 80 лет.

К концу лета 1941 года в советской Прибалтике сложилась драматическая ситуация. Войска группы армий "Север" под командованием фельдмаршала Федора фон Бока стремительно наступали по территории Советского Союза. 5 августа немцы перерезали железную дорогу Таллин – Ленинград, а через два дня захватили город Кунда на побережье Финского залива, заблокировав столицу советской Эстонии с суши. Началась героическая оборона Таллина.

После вхождения Прибалтики в состав СССР в 1940 году главной базой Балтфлота стала столица Эстонии. Город не был подготовлен для обороны от сухопутного противника, так как советское командование не могло предположить, что враг сможет продвинуться настолько вглубь территории Советского Союза. 

Таллин обороняли 10-й стрелковый корпус, подразделения морской пехоты и отряды добровольцев из числа эстонских рабочих. Защитников города поддерживали корабельная артиллерия, береговые батареи и морская авиация.

© Sputnik/ Алексей Межуев
Моряки Балтийского флота ведут огонь по вражеской подводной лодке, 30 июня 1941

Предложения эвакуировать силы флота из Таллина поступали еще в июле, но их отвергали, потому что Балтийский флот и защитники города сковывали значительные силы группы армий "Север", не давая им сосредоточиться на ленинградском направлении.

Подготовка к эвакуации

25 августа советские войска отступили к предместьям Таллина, а немцы получили возможность обстреливать всю территорию города, в том числе и корабли, стоящие на рейде. На следующий день ставка Верховного главнокомандования приняла решение о проведении эвакуации таллинского гарнизона и кораблей Балтийского флота в Кронштадт и Ленинград. Подводник, капитан первого ранга Георгий Обушенков так описывал эти дни:

"Противник все ближе и ближе подходил к Таллину. Фашистская авиация совершала налеты на корабли, стоящие в гавани. В один из солнечных августовских дней я сошел с "Амура" (минный заградитель – прим. Baltnews) на пирс, и ко мне подошли трое краснофлотцев. В это время стервятники (Люфтваффе, германские военно-воздушные силы – прим. Baltnews) совершали очередной налет, а артиллерия противника открыла огонь по рейду. Сброшенная с самолета бомба попала в большой буксир. Вскоре он ушел под воду на наших глазах".

К этому моменту немцы успели многое сделать, чтобы помешать морякам-балтийцам прорваться в Кронштадт. Были сосредоточены дополнительные силы авиации, артиллерии, Кригсмарине (германские военно-морские силы) осуществило масштабные постановки минных заграждений в акватории Балтийского моря. В Финском заливе были развернуты торпедные катера ВМС Финляндии. Адольф Гитлер требовал не допустить прорыва кораблей из Таллина.  

Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил приказ о проведении эвакуации 27 августа. В этот же день немцы ворвались в город. Погрузка на корабли осложнялась постоянными бомбежками и обстрелами, наличием большого количества раненых среди эвакуируемых. Посадка на корабли продолжалась до рассвета следующего дня.

© Sputnik/ РИА Новости
Адмирал Владимир Филиппович Трибуц

Начало операции

Для осуществления прорыва командующий флотом сформировал семь групп кораблей: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Согласно плану, конвои под защитой отрядов главных сил и прикрытия должны были пробиться в Кронштадт, а арьергард был обязан защитить их от нападения с тыла.

28 августа адмирал Трибуц отдал приказ о начале перехода. В море вышло 225 кораблей и судов, на борту которых находились более 41 тыс. человек. В 17:00 после проведения траления морских мин основные силы вышли в открытое море.

Единственным обстоятельством, которое облегчало положение моряков-балтийцев, была погода. Низкая облачность и дожди не давали противнику применять авиацию. В ночь с 28 на 29 августа отряд главных сил зашел в минные заграждения. Первыми подорвались на минах тральщики "Краб" и "Барометр". Следом за ними затонули эсминцы "Яков Свердлов", "Скорый", "Славный" и лидер эсминцев "Минск".

Тяжелые потери понесли и конвои. На пути транспорта "Элла" оказались морские мины. В результате подрыва из 905 человек удалось спасти 50. После гибели корабля "Эверита" из 1,5 тыс. человек спасательные суда подняли на борт только десять.

Командующий Балтийским флотом отдал приказ застопорить ход и встать на якорь. К этому моменту противник потопил 26 советских кораблей, пять повредил, два судна были захвачены.

Ранним утром 29 августа суда снялись с якоря и взяли курс на Кронштадт. В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый". На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота.

Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны. За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек. Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули.

Среди людей, оказавшихся в воде, было много женщин и детей. Гитлеровские летчики, сбросив свой смертоносный груз, делали еще один боевой заход и расстреливали несчастных из пулеметов.

Корабли главных сил начали прибывать в Кронштадт вечером 29 августа. В этот день Балтийский флот понес самые большие потери. Благодаря отважным действиям экипажей было спасено более 9 тыс. человек. Еще 6 тыс. членов экипажей и пассажиров потопленных кораблей были эвакуированы с острова Гогланд.

На следующий день корабли продолжали прибывать небольшими группами и поодиночке. Нацистская авиация на протяжении всего дня бомбила острова Гогланд и Лавенсаари, не давая эвакуировать поврежденные суда.

Итоги

Всего за время перехода Балтийский флот потерял 62 корабля. Подавляющее большинство судов затонуло из-за подрыва на минах и действий авиации. Точное количество погибших людей подсчитать не удалось. Это связано с тем, что во время посадки на корабли учитывались только военнослужащие, а гражданское население зачастую не контролировалось. Согласно различным подсчетам, погибли от 10 тыс. до 15 тыс. человек.

Главный итог Таллинского перехода – это сохранение Балтийского флота. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. Несмотря на большие потери, флот выполнил сложнейшую задачу в невероятно трудных условиях.  

На завершающем этапе войны моряки-балтийцы обеспечивали действия Красной армии на приморских флангах во время проведения Ленинградско-Новгородской, Выборгско-Петрозаводской, Прибалтийской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операций.  

© Baltnews
Памятник на мысе Юминда, установленный в память о Таллинском переходе

В 1978 году по инициативе контр-адмирала Ивана Меркулова на мысе Юминда установили памятник. Монумент представляет собой отшлифованный морской водой камень с мемориальной доской в окружении морских мин и якорей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.