Выборы президента Эстонии с каждым разом все больше напоминают шулерскую игру, в которой все делают вид, что действуют серьезно, а на деле вытаскивают в последний момент крапленую карту, и пытаются всех убедить, что это и есть наилучший выбор.
Наверное, самым простым и дешевым вариантом избрания президента Эстонии был бы просто запрос в американское посольство – кого на этот раз там пожелают назначить. Наверняка так все и происходило при определении на высший государственный пост страны любвеобильного американского пропагандиста Тоомаса Хендрика Ильвеса.
В одном из интервью он даже сам признался, что отбывает в Эстонии "тяжкую повинность". Весьма вероятно, что одобрение с улицы Кентманни (на ней располагается здание посольства США в Таллине) было дано и для малоизвестного бухгалтера из ЕС, нынешнего президента Керсти Кальюлайд. И вот теперь самое время позвонить "куда надо", чтобы узнать имя нового эстонского лидера.
Впрочем, и саму Кальюлайд вполне еще могут утвердить на второй срок, несмотря на внешнее противодействие большинства эстонских парламентских партий.
Она хотя и не блистала глубокими идеями в течение первого срока, но ее труд вполне укладывался в не слишком широкие полномочия президента, а заявления всегда соответствовали проамериканской "линии партии и правительства".
Опять же, шпилек в отношении России и проживающих в Эстонии русскоязычных Кальюлайд сделала немало, а это при существующем в стране политическом раскладе дорогого стоит для "куратора из-за океана".
Эстонский Нийнистё
И все же местные политики всеми силами пытаются доказать, что президентские выборы в Эстонии – не фикция. В ходе прошлых выборов для создания благоприятного фона использовались имена известных "игроков" – Сийма Калласа и Марины Кальюранд.
В этот раз "нотку ума" в предвыборную кампанию должен был внести интеллектуал, юрист, бывший министр юстиции Юри Райдла, которого якобы пытались убедить выдвинуться на пост президента сразу два лидера правящих партий – премьер-министр Кая Каллас (Партия реформ) и спикер Рийгикогу Юри Ратас (Центристская партия). Но тот отказался.
Знающие Райдла люди говорят, что для нынешней "ястребиной" внешней политики Эстонии (в том числе в отношении России и Белоруссии) бывший министр вряд ли бы подошел, ибо он отличается крайней осторожностью, юридической корректностью и сбалансированностью позиций.
Это подтвердил в интервью ERR и сам Райдла: "Президент республики должен вести внешнюю политику вместе с премьер-министром и министром иностранных дел, то есть вместе с правительством республики, но работа в таком внешнеполитическом пространстве требует очень многолетних не только знаний, но и опыта. И эта часть в моей подготовке отсутствует".
Можно не сомневаться, что Райдла значительно лучше Ильвеса и Кальюлайд справился бы и с внешней политикой. Но кто же ему даст? К сожалению, пока в Эстонии нет запроса на сбалансированную позицию. А значит, и следующий президент должен быть в определенной мере политическим провокатором.
"Очень жаль, что Юри Райдла отказался баллотироваться в президенты, хотя это можно было предвидеть. […] Складывается впечатление, что уговоры Райдла были скорее формальными, нежели целесообразными. За один раз столь важные государственные дела не решаются", – прокомментировал отказ Райдла на своей странице в Facebook бывший премьер-министр (в состав кабинета которого входил когда-то Юри Райдла), ветеран эстонской политики Эдгар Сависаар.
Кандидатуру Райдла, если бы он согласился баллотировалить, можно было бы сравнивать с другим юристом – нынешним президентом Финляндии Саули Нийнистё, известным своей весьма осторожной и сбалансированной политикой.
Но что возможно в Финляндии (где, кстати, президента избирают не в парламентских кулуарах, а всенародным голосованием), то невозможно в Эстонии, так и не преодолевшей так называемой болезни роста.
Пока эстонские политики предпочитают умеренности позицию "первого ученика" во всех антироссийских делах коллективного Запада, а учебе на чужих ошибках – высокомерное поучение всех вокруг.
Кроме того, в Эстонии мнением народа при избрании президента мало интересуются – голосование происходит в парламенте или коллегии выборщиков. В Финляндии, в свою очередь, президент избирается в ходе честной предвыборной кампании всенародным голосованием.
The Show Must Go On
Звучащие время от времени призывы предоставить эстонскому народу возможность напрямую решать, кого он хочет видеть в президентском кресле, упираются в противостояние со стороны партийных спонсоров и "серых кардиналов", которым сюрпризы могут быть полезны лишь в том случае, когда они сами их готовят (как в случае с "волшебным" появлением в последний момент в списке для голосования Керсти Кальюлайд).
Многим памятен "консультативный референдум" 1992 года, в ходе которого народ порекомендовал парламенту избрать президентом Арнольда Рюйтеля, а партийные кулуары назначили в результате на этот пост Леннарта Мери. Чтобы вновь не получилось "неудобно", народ Эстонии вряд ли в ближайшем времени снова допустят до выборов главы государства.
До очередных выборов президента осталось чуть больше месяца. Официально вступить в должность он должен 11 октября. Вероятно, перед этим мы увидим очередную постановку, в результате которой большинству граждан республики вновь захочется воскликнуть: "Не верю!", но это мнение никого в руководстве страны интересовать не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.