Вице-председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE), бывший спикер Рийгикогу (2019–2021) Хенн Пыллуаас, выступая на съезде EKRE, заявил, что Эстонии не следует ратифицировать пограничный договор с Россией.
По его словам, в соответствии с международным правом все еще действует Тартуский мирный договор 1920 года, как и установленная им государственная граница. "Нет необходимости и причин узаконивать преступную оккупацию Печор и окрестностей Нарвы", – заявил политик.
В ответ председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий отметил в своем Telegram-канале, что слова Пыллуааса – обыкновенная предвыборная риторика, отдаляющая ратификацию российско-эстонского пограндоговора.
"Остается сожалеть, что эстонских политиков не волнует факт того, что граница с Россией по-прежнему юридически не закреплена, им удобнее держать ее "в заложниках", заявляя о "преступной оккупации" для привлечения электората. Ни о какой передаче Эстонии территорий не может идти и речи, это не обсуждается и обсуждаться не может", – подчеркнул Слуцкий.
Пограничные договоры между Россией и Эстонией были подписаны 18 февраля 2014 года, однако парламенты двух стран так и не приблизились к их ратификации. С приходом к власти в Эстонии коалиции Партии реформ и Центристской партии перспективы ратификации пограничного договора возросли как никогда.
В апреле этого года премьер-министр Кая Каллас (Партия реформ) и министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс (Центристская партия) заявили о готовности Эстонии сделать это в ближайшее время.
В отличие от нынешнего кабмина предыдущее правительство, в которое входили Центристская партия, EKRE и "Отечество" (Isamaa), предпочитало не поднимать тему ратификации пограндоговоров из-за позиций EKRE и Isamaa, отрицательно относившихся к отказу от Тартуского мира как основы государственности Эстонии.
Особенно громко позицию EKRE озвучивал спикер Рийгикогу Хенн Пыллуаас. Он подчеркивал, что Россия "оккупирует" 5% эстонской территории – Печоры и Ивангород, которые по Тартускому мирному договору года отошли Эстонской Республике.
Этот договор в Эстонии считают действующим, поскольку СССР, по версии официального Таллина, "оккупировал" республику в 1940 году, и поэтому де-юре Эстония оставалась действующим государством. Но после ее вхождения в СССР указанные территории отошли РСФСР.
Однако в России не доверяют Эстонии. Впервые подписать и ратифицировать пограничные договоры стороны попытались в 2005 году. После его подписания Рийгикогу в одностороннем порядке включил в преамбулу договора упоминание Тартуского договора. В этих условиях Москва отозвала свою подпись, а процесс остался юридически незавершенным.
В России хорошо помнят этот момент и хотят обезопасить себя от повтора ситуации. Председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев отметил, что важнейшим условием ратификации договоров стал бы юридический отказ Эстонии от упоминания Тартуского мира.
Такую же позицию озвучил МИД России: "Мы неоднократно говорили о возможности ратификации пограндоговоров. Принципиально важным при этом является отсутствие с эстонской стороны каких-либо территориальных претензий и политических "довесков".
Несмотря на то, что официальный Таллин дал "зеленый свет" на ратификацию пограничных договоров, в Эстонии все равно существует мнение, что не следует торопиться отказываться от прав на Печоры и Ивангород.
Наиболее четко эту позицию обосновал бывший лидер EKRE Март Хельме: "Ратифицировав договор, Эстонская Республика согласится с позицией Кремля, что Тартуский мирный договор недействителен. <…> Ратификация договора лишит нас любых прав требовать малейшей компенсаций за оккупированные территории. Те, кто считает, что эстонское государство должно быть прагматичным и отступить от Тартуского мирного договора, забывают, что Россия Путина не будет вечной. Эстонии некуда спешить".
Однако дело не только в юридических нюансах и формальных территориальных спорах. Ни в Эстонии, ни в России нет политической воли для запуска процесса ратификации пограндоговоров, поскольку для этого нужна не конфронтационная атмосфера.
Эстонские политики при каждом удобном случае обвиняют Россию в нарушении международного права и "агрессии" против своих соседей. Москва в ответ обвиняет Таллин в русофобии, борьбе с русскоязычными СМИ, фальсификации истории и сохранении института безгражданства.
Граница между Россией и Эстонией была согласована более 20 лет назад, и тот факт, что ее формально не утвердили в парламентах, не мешает двум странам сосуществовать и далее. Очевидно, что ни в Москве, ни в Таллине не видят острой необходимости в ратификации пограничных договоров. Политическая обстановка сейчас такова, что Россия и Эстония не готовы пойти на сближение по этому вопросу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.