Спикер Рийгикогу, вице-председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас вновь осудил желание правительства республики ратифицировать пограничный договор с РФ. В своей речи по случаю Дня независимости страны он заявил, что 103 года назад Эстония совершила нечто "невероятное": "выиграла войну" с Россией.
"В этом году мы отметили 101-ю годовщину со дня подписания Тартуского мирного договора между Эстонией и Россией. Тартуский мирный договор, закрепленный в нашей Конституции, действует и сегодня в соответствии с международным правом. Действует и определенная им государственная граница, несмотря на то, что Россия все еще оккупирует Печоры и территории за Нарвой", – сказал Пыллуаас.
По мнению эстонского юриста Мстислава Русакова, подписанный в 2014 году пограничный договор не противоречит конституции Эстонии, поэтому формально он может быть ратифицирован.
"Это вопрос толкования, потому что, с одной стороны, там есть ссылка на первую Эстонскую Республику, но, с другой стороны, там нет ограничений, что она должна быть именно в таких границах. Так что это вопрос трактовки", – объяснил он Baltnews.
"В таких случаях действуют по ситуации: хотят – заключают договор, хотят – не заключают. Ограничений же нет. Даже если бы они были, они никого бы не остановили. Это вопрос желания и политической воли. Он на самом деле не юридический".
Ранее глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс сообщила, что, согласно 122-му параграфу Основного закона, сухопутная граница республики устанавливается Тартуским мирным договором и другими межгосударственными пограничными соглашениями. По этим причинам Эстония готова ратифицировать договор.
Посол России в Эстонии Александр Петров заявил, что слова министра иностранных дел "обнадеживают" и что сейчас важно начать разговор по этому вопросу на рабочем уровне.
Подписание пограничного договора состоялось 18 февраля 2014 года. В Госдуме документ еще не прошел первое чтение, в Рийгикогу оно состоялось в 2015 году.
Россия всегда выступала за ратификацию пограничного договора, однако с условием, что для этого будет обеспечен позитивный информационный фон, при котором с эстонской стороны не зашкаливала бы русофобская риторика.