В Эстонии растет число тех, кто боится потерять работу, если откажется от вакцины. Хотя медработиники получили возможность в первую очередь привиться от COVID-19, не все спешат ею воспользоваться. СМИ страны сообщают, что наибольший протест отказов наблюдается в регионе Ида-Вирумаа.
В то же время в Инспекции труда Эстонии утверждают, что работодатель может требовать согласия от работника на прививку, но имея для того вескую причину – отсутствие альтернативных вариантов. То есть если вакцинация служит единственным способом обеспечить безопасную рабочую среду, а работник отказывается делать прививку от коронавируса, работодатель может расторгнуть договор.
Тонкости трудовых отношений в Эстонии
Эстонский юрист и правозащитник Сергей Середенко объяснил Baltnews, что в эстонском законе о трудовом договоре нет буквальной формулировки об увольнении работника работодателем – есть понятие отказа работодателя от договора в случае невыполнения его распоряжения.
"Законом установлено только одно требование к распоряжениям работодателя. Они должны быть разумными. Сколько разума в распоряжении прививаться – вот ключевой вопрос. Вопрос крайне спорный", – сказал Середенко.
Правозащитник отметил, что все европейские правительства, в том числе эстонское, требуют от своих граждан быть разумными при пандемии. При этом никто не поясняет, в чем эта "разумность" заключается.
"Все это отдает показухой. Критерий разумности здесь абсолютно расплывчатый. Практически ни одно правительство не знает, что делать. Эстония делает как все. И сомнения у народа в разумности тех мер, которые требует правительство, колоссальные", – подчеркнул юрист.
Что же касается прививки и прав человека – возникает вопрос о мотивах отказа человека от вакцинации. "Они могут быть, например, религиозные. И требовать от человека вакцинации – это ущемлять его свободу вероисповедания", – пояснил Середенко.
Он считает, что в случае угрозы принудительного прекращения трудового договора необходимо разобраться в истинных целях работодателя, истинных причинах его отказа от договора с работником.
Сергей Середенко предупредил и о вероятности использования требования вакцинироваться как предлога в условиях, когда фирме, например, необходимо сократить персонал и минимизировать расходы. Следовательно, высок риск того, что потерявшие таким образом работу останутся с "подмоченной" репутацией людей, не выполняющих распоряжения начальства, и не получат пособия по безработице.
Таким образом, сложность обсуждаемого вопроса заключается в том, что по условиям трудового законодательства практически невозможно заранее предложить хоть сколько-нибудь обоснованный и единый рецепт действий людям, не желающим вакцинироваться в принципе и опасающимся из-за этого потерять работу. Каждый случай трудовых отношений и возникающих споров индивидуален, тем более в нынешних условиях, подчеркнул юрист.