Неравное противостояние. Что Эстония говорила о "Северном потоке–2" в прошлом году

© Reuters / Maxim Shemetov

Эстония в 2020 году боролась с "Северным потоком–2", но недолго и пассивно. Повода не представлялось очень долгое время.

Весь год "Северный поток–2" занимался тем, что разделял европейскую элиту. Часть политиков Европы продолжала утверждать, что проект угрожает "энергетической независимости и безопасности" их региона. Другие подчеркивали выгоду, которую может принести завершение строительства газопровода. Например, дополнительные пути доставки недорого российского сырья.

Что же до Эстонии, то она вновь поддержала своего "союзника из-за морей" и встала в ряды противников проекта вместе с США. Однако не все было гладко и тут.

Скандал вокруг Кадри Симсон

Определенного рода скандальности теме "Северного потока–2" придало высказывание еврокомиссара по энергетике от Эстонии Кадри Симсон.

Кадри Симсон

В августе немецкое деловое издание Handelsblatt опубликовало ее комментарий, где она заметила, что американские санкции против европейских компаний, участвующих в реализации "Северного потока–2", – это прямое нарушение международного права.

Заявление получило в прессе широкий резонанс. Симсон стали обвинять в отходе от основного курса Эстонии. Хотя она, согласно своей должности, обязана действовать не в интересах Таллина, направившего ее на пост, а всей Европы.

"Ведь правила какие: в ЕС, несмотря на то, что соответствующая страна делегирует человека в комиссию, комиссар должен действовать непредвзято в интересах всего Европейского союза и на основе его правил, а не представлять свою страну. Симсон не является полномочным или каким-то представителем Эстонии, она является европейским топовым чиновником. И в этом качестве обязана действовать в рамках общеевропейской линии", – прокомментировал Baltnews поведение Симсон эксперт в вопросах экономики и владелец инвестиционной компании Live Nature OU Райво Варе.

Несмотря на это, позже материал со словами Симсон из Handelsblatt пропал. А сама еврокомиссар постаралась уйти от вопросов, затрагивающих ее позицию относительно проекта.

Однако первый прецедент, когда вопрос юридической обоснованности санкций США был поднят эстонским представителем, остался в истории.

МИД и премьер помнят о корнях

После прений вокруг высказывания Симсон обозначить позицию Эстонии в отношении "Северного потока–2" решил глава МИД страны Урмас Рейнсалу. Он заметил, что, несмотря на то, что санкции "никому не нравятся", США якобы выступают "за безопасность Европы больше, чем некоторые члены Еврокомиссии и некоторые страны-члены Евросоюза".

Премьер-министр Юри Ратас и вовсе решил поставить точку в спорах, назвав газопровод "политическим проектом".

"Пункт первый – речь идет о политическом проекте. Пункт второй – когда мы вообще говорим об этой трубе, она должна отвечать газовым директивам ЕС, европейской регуляции. Пункт третий – если сейчас уже существует труба, которая называется "Северный поток–1" и которая в данный момент не работает на 100% своей мощности, то какой смысл вести под водой еще одну трубу? Иными словами, Эстония считает этот проект политическим", – цитировали Юри Ратаса радионовости ERR.

"Эстония не поддерживала ни строительство первого "Северного потока", ни "Северного потока–2". Такова по-прежнему наша позиция", – заключил Ратас.

Пассивные борцы стали активными

Тем не менее борьба Таллина с проектом долгое время носила скорее пассивный характер. Активно против него обычно выступала Варшава.

"Прибалтика не сильно и участвует в борьбе против "Северного потока–2". Основным зачинщиком выступает именно Польша. Прибалты классически поддерживают все, что против России. Такое позиционирование с самого начала было: "Мы – это не Россия, не СССР. Все, что касается Советского Союза, – это плохо. Россия – правопреемница СССР, соответственно, ее проекты плохи просто автоматически", – сказал ранее в комментарии Baltnews эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Так продолжалось до "отравления" оппозиционного блогера Алексея Навального. После него Рейнсалу решил призвать партнеров по ЕС ввести санкции против должностных лиц Российской Федерации в связи с инцидентом с Навальным.

Таллин полностью поддержал резолюцию Европейского парламента о санкциях из-за якобы отравления. Среди требований документа была и остановка строительства газопровода "Северный поток–2".

Продолжит ли Эстония выбранный в отношении газового проекта курс в следующем году, покажет время.