Судьба единственной русскоязычной школы в Кейла решилась 26 ноября 2019 года. Тогда горсобрание подавляющим большинством голосов проголосовало за слияние эстонской Кейлаской школы с русской Кейлаской основной школой. Однако родители и руководство учреждения весь 2020-й гол продолжали вести отчаянную борьбу за право русскоязычных детей обучаться на родном языке.
Закрытие русской школы в 2019 вызвало волну негодования среди родителей и попечительского совета русской школы. Они выступили против слияния и организовали пикет, в котором приняли участие 50 человек. "Прекратите оккупацию русских школ", "Прекратите геноцид русских школ", "Равные налоги – равные права" – гласили надписи на плакатах участников пикета.
В 2020 году у родителей еще оставалась надежда на Таллинский административный суд. Тогда председатель попечительского совета Кейлаской основной школы Оксана Пост подала жалобу на решение властей города ликвидировать единственную русскую школу.
Однако суд остался безучастен к этой проблеме и не удовлетворил жалобу родителей, оставив в силе решение Кейлаского горсобрания. По словам Пост, своим решением городские власти, а вместе с ними и эстонский суд, "прошлись катком по русским детям", лишний раз показав свое отношение к русскому населению страны.
Юрист-правозащитник Мстислав Русаков, представляющий в суде Оксану Пост, отметил, что решение Таллинского суда является явно политическим.
"В нашей стране, опираясь на парадигму "Эстония – для эстонцев!", целенаправленно и последовательно строится национальное государство, в котором, вопреки Конституции и ратифицированным международным конвенциям, игнорируются интересы и права национальных меньшинств", – подчеркнул правозащитник.
По его словам, с каждым годом ситуация становится все хуже: "Если раньше эстонские суды принимали решения о том, что права нарушены не были, то сейчас уже встали на позицию, что у национальных меньшинств в Эстонии и вовсе нет никаких прав. Соответственно, нельзя нарушить то, чего априори нет".
Суд проигнорировал ссылки на нарушение международных правовых норм, Конституции и законов Эстонии, а также на то, что решение городских властей не было обосновано экономически, а опиралось лишь на желание чиновников, чтобы в Кейла не было русской общины.
Характерным моментом для этого судебного процесса было и то, что судья до принятия решения заручился поддержкой Министерства образования и науки Эстонии. Ведомство во главе с тогдашним министром образования Майлис Репс (Центристская партия) полностью поддержало ликвидацию русской школы.
Примечательно, что центристка Репс поддержала уничтожение школы в Кейла, хотя партия якобы выступает за сохранение русскоязычного образования. Не секрет, что большинство их избирателей являются русскоязычными. Эстонский журналист Родион Денисов заявил Baltnews, что в этом нет ничего удивительного, так как Репс давно открыто поддерживала постепенную ликвидацию русскоязычного образования.
Напомним, в начале сентября 2019 года правящая коалиция Эстонии внесла на рассмотрение Рийгикогу проект решения, согласно которому правительству будет дано задание выработать программу развития эстонского языка с 2021 по 2035 год.
Хотя полного перевода на эстонский язык русскоязычных школ и детских садов парламент Эстонии не поддержал, власти активно прилагают усилия, чтобы потребность в русскоязычном образовании отпала сама собой.
С каждым годом в Эстонии сокращается число школ, в которых можно получить образование на русском языке. Прошлый год не стал исключением.