Член парламентской рабочей группы по вопросам демократии, депутат Рийгикогу Андрей Коробейник сообщил, что народное голосование на тему брака в Эстонии, вероятно, пройдет в конце апреля следующего года.
Варианты вопросов звучат так: "Эстонская Республика признает брак только как союз мужчины и женщины?" и "В Эстонской Республике брак действует лишь в случае союза мужчины и женщины?".
По словам Коробейника, эти два варианта вопросов ждут юридической экспертизы.
Брак – определение сложное
Как отмечает эстонский юрист Сергей Середенко, первый вариант подразумевает непризнание однополых браков, заключенных в Эстонии, а согласно второму варианту, брак может быть заключен где-то в другом месте.
"Эстонская Республика признает. За этим признанием какое-то действие. То есть Эстонская Республика, по большому счету, регистрирует брак только между мужчиной и женщиной. А согласно второму варианту, брак может быть заключен где-то в другом месте. То есть, например, брак между мужчиной и мужчиной, заключенный в Лас-Вегасе, в Эстонии не действителен", – пояснил юрист в беседе с Baltnews.
По словам эксперта, аналогичная формула есть в Конституции Латвии. "Более того, есть разрешение конституционного суда Латвии, который не разрешил однополые браки именно в связи с Конституционным определением брака. Но в латвийской Конституции есть определение брака. В данном случае речь идет об отношении к браку, а не определении брака. Там же нет в формулировке вопроса "браком считается". Соответственно, в обоих случаях речь идет о признаниях либо действительности", – отметил Середенко.
Вопрос личного восприятия
Андрей Коробейник, впрочем, не видит в формулировках вопроса принципиальной разницы. "В "признает" и "действует" нет никакой разницы. В юридическом плане это почти одно и то же. Это, наверное, скорее вопрос восприятия. Кому-то один вариант может показаться жестче, чем другой, но на самом деле это по сути синонимы", – заявил он в беседе с Baltnews.
Парламентарий также добавил, что намеченный на весну плебисцит не носит обязательного руководства к исполнению.
"По сути дела, это будет опрос. По юридическим последствиям он не сильно отличается от социологического опроса: спросить можно все, что хочешь, – пояснил Коробейник, – например, если задать вопрос так, то в случае, если ответ будет "да", брак – это союз только между мужчиной и женщиной", тогда это, скорее всего, противоречит судебным решениям. Если ответ будет "нет", в этом случае можно будет поменять Закон о семье и разрешить однополым парам заключать брак. Но, насколько я понимаю, у парламента нет обязанности это делать. То есть, даже если люди скажут, что на самом деле мы хотели бы, чтобы в Эстонии были однополые браки, это не руководство к действию для парламента. Он может инициировать законопроект, а может и не инициировать. И ничего ему за это не будет".