На прошлой неделе министр финансов Мартин Хельме предложил урезать базовое финансирование оборонного бюджета Эстонии, параллельно вложив за счет кредита 50 млн евро в систему береговой обороны и 250 млн в покупку средств ПВО в Израиле.
Депутат Европарламента Яна Тоом сомневается, что инициатива Хельме найдет поддержку в правительстве.
"У нас есть обязательство платить не менее 2% ВВП на оборону. Мы платим 2,17% ВВП. Я полагаю, что 2% ВВП было бы вполне достаточно. Но это просто мнение одного из министров, и совершенно не факт, что будет достигнут консенсус по этому поводу в правительстве. Скорее всего, не будет, насколько я могу судить по откликам остальных партнеров по коалиции", – отметила евродепутат в разговоре с Baltnews.
Член Европарламента, бывший командующий Силами обороны Рихо Террас положительно оценил перспективы повышения оборонособности Эстонии за счет кредита.
"Если спросить мое мнение, то да, кредит можно взять. Для чего в первую очередь? Я не могу спорить с экспертами, которые говорят, что нужна береговая оборона. Я думаю, что на самом деле нужна ракета дальнего радиуса действия, которой можно обстреливать как морские, так и наземные цели, и такая, само наличие которой уже будет вызывать дрожь у всех, кто [захочет сюда] прийти. Ракеты дальнего радиуса действия, по возможности многофункциональные – в это всегда можно инвестировать", – заявил депутат Европарламента.
Спор об оборонном бюджете
Ранее глава Минфина Мартин Хельме предложил сократить военный бюджет республики на 50 млн евро. По мнению чиновника, данное сокращение более чем уместно в нынешней непростой экономической ситуации, сложившейся в период пандемии коронавируса.
Однако впоследствии Мартин Хельме заявил, что партия EKRE согласна поднять уровень военных расходов и выше 2% ВВП, но только в том случае, если средства пойдут на оборонные инвестиции.
Партия "Отечество" (Isamaa) в последние дни выступает с довольно резкими упреками в адрес EKRE, утверждая, что "консервативные народники" не хотят выполнять свое предвыборное обещание удерживать военные расходы выше 2% ВВП.