Отмечавшиеся в июне-июле у руководства Эстонии гордость за минимальные показатели по распространению COVID-19 по сравнению с Россией и многими другими странами мира и почти менторский тон сменились в сентябре на откровенную растерянность из-за десятков новых случаев заболевания. При этом риторика моментально изменилась на ту, за которую эстонцы прежде часто ругали политиков других стран.
Кто ответит за ошибки?
К примеру, как расценивать призывы не закрывать вновь из-за распространения вируса экономику и обеспечить возможность для свободного передвижения граждан внутри ЕС? Конечно, это можно воспринять как осознание собственных ошибок, совершенных весной. Но в этом случае возникает вопрос о том, кто будет готов понести за эти ошибки политическую ответственность, и намерено ли государство компенсировать гражданам понесенные ими существенные потери? Притом не только экономические.
Свежая статистика смертности в республике показывает, что люди в период с начала пандемии начали умирать чаще (по сравнению с прошлым годом), но отнюдь не из-за коронавируса.
Как известно, в Эстонии за все время эпидемии скончалось 64 человека, у которых, помимо основных заболеваний, был диагностирован COVID-19, тогда как остальные случаи смерти предположительно были связаны с ухудшением доступности плановой медицинской помощи, ведь государство решило перенаправить все силы на борьбу с коронавирусом. Не скажу, что 64 жизни – это мало, ведь каждая жизнь имеет ценность, но налицо явный перекос, из-за которого пострадало больше людей, чем было спасено.
Латвийский путь и единый подход
Но если в Эстонии ошибочность прежнего курса уже начали осознавать, то к аналогичным выводам явно пришли не во всех соседних странах. Например, в Латвии, где показатели заболеваемости COVID-19 по-прежнему держатся на летнем низком уровне. И пока вторая волна пандемии страну не настигла, руководство этой республики проявляет готовность отстаивать "весенние тезисы" даже за счет разрыва союзнических отношений с соседями, закрывая с ними границы.
Наблюдая столь "несоюзническое" поведение соседей, министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу в своем блоге в Facebook уже несколько раз пытался оправдаться, рассказывая, как он разговаривал с коллегами из Латвии, Литвы, Польши и руководством ЕС, но пока безрезультатно.
Вероятно, выход из ситуации, при которой из-за различных подходов к борьбе с вирусом страдают простые граждане, действительно может быть найден лишь в Брюсселе (на этом теперь настаивает Рейнсалу), который должен разработать единые рекомендации как по ограничительным мерам внутри стран, так и передвижению по всему Евросоюзу.
Конечно, единый подход встретит противодействие национальных политиков, зарабатывающих за счет пандемии собственные дивиденды, но в целом при неминуемом продолжении роста числа инфицированных COVID-19 во всех странах до момента начала массового применения вакцины страны-члены ЕС скорее пойдут на сделку, чем откажутся от нее.
Возможно, за исключением отдельных совсем уж "упертых" стран. Окажется ли среди последних Латвия, сказать сложно, но и глава МИД Эстонии, и эстонский малый и средний бизнес (особенно в сфере туризма) очень надеются продавить ситуацию, чтобы не остаться к следующей весне совсем уж "на бобах".
В ожидании распоряжений
Применение единых подходов пошло бы на пользу Эстонии и при общении с соседней Финляндией, которая хоть и согласилась не закрывать страну для эстонцев, но всерьез рассматривает вариант требования от них при каждом въезде теста на COVID-19.
Учитывая, что в Эстонии стоимость проведения каждого такого теста составляет почти сотню евро, подобный шаг фактически закрыл бы Финляндию для эстонских туристов и представителей малого бизнеса, совершающих поездки на пароме в Хельсинки порой ежедневно. А это имело бы фатальные последствия для бизнеса.
Выходом могло бы быть введение бесплатного тестирования или каких-то иных не столь затратных для простых жителей стран ЕС мер, но пока это лишь благие пожелания.
К слову, общие рекомендации в связи с пандемией вполне пригодились бы не только в сфере передвижения, но и в части поддержки безработных, а также малого бизнеса, многие представители которого под различными формальными предлогами были лишены помощи весной.
Как бы там ни было, наступившая осень станет моментом истины для единства ЕС и способности каждой из стран руководствоваться не только амбициями, но и здравым смыслом. Это очень поможет и тогда, когда пандемия закончится и на руинах экономики придется создавать что-то новое, возможно, более жизнеспособное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.