Некоторые западные СМИ не раз называли формат сотрудничества Европы с Китаем 17+1 "тревожным сценарием" для ЕС. Вerlin Policy Journal пишет, что КНР благодаря этому якобы сначала экономически "заманивает" европейские государства, а потом "разделяет их единство и пытается подчинить себе".
Той же позиции стала придерживаться и Эстония. В интервью Eesti Päevaleht глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу заявил, что в отношениях с Китаем более предпочтителен не формат 17+1, а имеющий больший удельный вес диалог между всем ЕС и Китаем.
"В ближайшее время мы переосмыслим значение 17+1. Решение о выходе мы пока не приняли", – добавил министр.
Глава МИД Эстонии решил напомнить и о якобы имеющем место нарушении прав человека в Китае. В качестве примера он привел ситуацию с уйгурами.
"В Китае серьезно нарушаются права человека, и страна наращивает в мире свое агрессивное присутствие. У России нет такого размаха, чтобы предложить альтернативную модель странам третьего мира из числа западных государств, но Китай предлагает общественную альтернативу без демократических свобод", – заявил он.
Отношение к Китаю
В целом позиция МИД Эстонии по отношению к КНР продолжает развиваться по негативному для сотрудничества государств сценарию.
В начале года в докладе Департамента внешней разведки новым источником "угрозы" для страны был назван именно Китай. Посольство КНР в республике публикация документа удивила, ведомство выступило с протестом.
Китайские представители отметили, что Пекин с самого момента установления двусторонних дипломатических отношений с Эстонией стремился развивать "дружественное сотрудничество, основанное на принципах взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства независимо от размера страны".
Посольство КНР подчеркнуло, что доклад Департамента внешней разведки Эстонии выглядит особенно странным при условии нарастающего обмена культурной деятельностью и визитов официальных лиц друг другу.
Формат 17+1
17+1 – предложенная КНР схема по кооперации с бывшими социалистическими государствами: Балтийскими странами, Вишеградской группой, Болгарией, Румынией, Балканскими странами и Грецией.
Китай отмечал важность саммитов подобного формата и выражал надежду, что вскоре они дойдут с уровня переговоров премьер-министров до общения непосредственных глав государств.