В субботу, 15 августа, в эстонской деревне Луулупе на Сааремаа был открыт памятник Эльмару Илпу – одному из самых известных "лесных братьев", а также его отряду. Помимо самого Илпа, на памятнике высечены имена Редезе Томсон, Феликса Вахтера Александра Туулинга вместе с символикой подразделения "летучая смерть".
На открытии монумента присутствовал спикер Рийгикогу Хенн Пыллуаас. Он назвал этих "лесных братьев" "борцами за свободу в период оккупации", роль которых "до сих пор недооценивается".
В комментарии Baltnews сопредседатель фонда "Историческая патриотика", эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО) Александр Макушин рассказал, почему в Эстонии происходит героизация людей, причастных к фактически террористическим актам против Красной армии и местного населения.
"Это замена исторической памяти. А для чего это делается? В Европе нет идей. Мультикультурализм вызвал громадный кризис. И даже не в отдельных странах, а во всем ЕС. Как из этого выйти? По старой аналогии выйти через крайне правые и крайне националистические идеи. Памятник "лесному брату" в эту программу вписывается. Кроме того, это лишняя возможность для Эстонии подчеркнуть свою русофобию и антироссийскую направленность. А то, что там происходило на самом деле в те годы, это же никого не волнует", – отметил Макушин.
Странны Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР, которые выбрали проевропейский вектор развития, находят важным подчеркнуть свою антироссийскую направленность, считает эксперт. Поэтому исторически верными признаются только те эпизоды, которые говорят против России:
"Да и история прибалтийских государств в межвоенный период – это история крайне правых режимов. Об этом не любят вспоминать в современной Прибалтике, но вообще-то территории "юденфрай" в первую очередь были созданы и там. И создавались они руками местного населения, а не немцев. А потом эти местные жители участвовали в нацформированиях СС. Поэтому это естественный для них вектор развития. Если посмотреть на учебники истории трех прибалтийских стран, – они все антироссийские".
"Для них для всех пособники Гитлера – национальные герои. Никто не говорит, что там все население так настроено, но, к большому сожалению, молодежь растет на этом. А еще большая проблема состоит в том, что у Прибалтики нет своей истории. Единственный период их независимости – это момент после Октябрьской революции, когда они выступали санитарным кордоном против Советской России. Они мыслят себя этими категориями, люди, находящиеся в Прибалтике сейчас у власти, – это потомки тех, кто эмигрировал на запад. То есть тех, кто в себе хранит нарратив холодной войны. Холодная война между Россией и США ушла в прошлое, а у них в голове осталась. Поэтому подобные акции вполне ожидаемы и в будущем", – заключил Макушин.
На Сааремаа об Эльмаре Илпе рассказывают очень разные истории. Есть и те, кто считает его преступником, на руках которого – кровь местных жителей.
Однако представитель Сааремааского объединения борцов за свободу Яэн Теяр желает заняться реабилитацией "лесных братьев". И даже добиться установки в Курессааре памятника всем, кто боролся с якобы "оккупацией" Красной армии.
"Лесные братья" – неофициальное название вооруженных националистических формирований, использовавших в том числе и террористические методы и действовавших в 1940–1950-х годах на территории Литвы, Латвии и Эстонии, а также в западных районах Псковской области.
Официальные власти прибалтийских республик не считают "лесных братьев" военными преступниками, называя их "борцами за независимость", воевавшими против советской власти.