Последствия пандемии уже сказываются на политической обстановке во многих странах мира. Эстония не стала исключением: разыгрывая "коронавирусные" проблемы, лучшие карты на руки получили национал-популисты, которые оперируют простыми и звучными лозунгами. Теперь их идеологические конкуренты всерьез задумались о своем будущем, так что вскоре страну могут ждать перемены на правом фланге эстонской политики.
Амбициозный Хельме
Кризис, вызванный COVID-19, негативно повлиял на многие сферы жизни общества государств по всему миру и породил у избирателя запрос на позитивные, а главное, быстрые перемены. Не столь важны методы, важнее результат или хотя бы его мираж. Уставшие от ограничений и экономических трудностей люди готовы следовать за политиками, которые будут бичевать ошибки предшественников и обещать сделать так, "чтобы было хорошо".
Неудивительно, что популисты всех мастей так ухватились за эту тему – кто, как не они, умеют говорить на языке громких лозунгов? Эстонские радикалы из Консервативной народной партии (EKRE) тоже намерены оседлать эту волну.
На днях ее председатель Мартин Хельме, сын одиозного политика Марта Хельме, прямо заявил: "Мы – самая динамичная и амбициозная партия Эстонии. Но застой и самодовольство означают регресс. Хотя мы консерваторы, мы постоянно смотрим в будущее. Мы единственная партия в Эстонии, которая увеличила свои ряды после выборов, но мы должны стать крупнейшей партией в стране. Наша цель – увеличить силу, вес и влиятельность партии настолько, чтобы после следующих выборов правительство сформировали мы".
С одной стороны, пока нельзя говорить о резком росте рейтинга консерваторов, что подтвердило бы желания Хельме. В конце июля популярность EKRE колебалась на уровне 18% – примерно таким же уровнем поддержки они заручились и год назад на парламентских выборах. С другой стороны, сохранение рейтингов для национал-популистов выглядит едва ли не чудом: череда скандалов с их участием могла бы "утопить" большинство других движений. А EKRE живет и развивается.
Кроме того, на выборах 2019 года консерваторы действительно совершили неожиданный рывок. Словом, их соперникам есть о чем задуматься перед муниципальными выборами 2021 года.
Кто тут правый
Разумеется, голоса избирателей EKRE берет не из воздуха. Их радикальные, но яркие лозунги привлекают электорат умеренных партий, разочаровавшийся непопулярными решениями традиционных политиков. Кроме того, на фоне динамичной EKRE "традиционный" национализм партии "Отечество" смотрится откровенно бледно, потому его члены и "перетекают" к семье Хельме.
"Отечеству", конечно, не привыкать – за тридцать лет рейтинги этой партии не раз проседали, что не мешало им оставаться влиятельной силой. Однако претензии EKRE не могут не пугать функционеров "Отечества" – глядишь, консерваторы всерьез станут единственными защитниками национальных интересов Эстонии.
Недавно внутри "Отечества" появилось объединение "Правые", опубликовавшее манифест под заголовком "Правый выбор для Эстонии". В документе его члены обещают отстаивать западные ценности и сохранять правое мировоззрение, а также выступать против экстремизма в эстонской политике. Это может быть хорошей попыткой переформатирования "Отечества", чьи националистические идеи и лозунги уже давно пахнут нафталином, да и не совсем приемлемы в Европе 2020 года. Теперь им на смену может прийти "правая политика". По крайней мере, может измениться обертка. Но изменится ли содержание?
Нетрудно догадаться, в чей огород летят эти камни: на фоне постоянного эпатажа EKRE новая партия хочет вернуть к себе националистов, ожидающих большей предсказуемости и респектабельности.
"У нас в Эстонии две консервативных партии. EKRE, которая проводит все более радикальную политику, трудно назвать консервативной во всех отношениях партией. "Отечество" в течение многих лет проводит умеренную и уравновешенную национально-консервативную политику и намерено поступать так и дальше", – подчеркнул лидер "Отечества" Хелир-Валдор Сеэдер.
Кому оба – хуже
Сейчас между партиями наверняка обострится конкуренция за голоса избирателей, подстегиваемая перспективой неминуемого экономического спада в Эстонии. У обеих партий есть свои сильные и слабые стороны. Остается вопрос: кто наилучшим образом сможет воспользоваться текущей ситуацией? Предыдущие выборы продемонстрировали, что националистов поддерживает значительная часть общества, что политический спектр Эстонии клонится вправо, поэтому на кону стоят значительные ресурсы и возможности.
Тем не менее "радикализм" EKRE и "уравновешенность" "Отечества" в его новом изводе не должны вводить в заблуждение. Да, у них разнятся некоторые подходы, однако в целом обе политические силы стремятся к построению национального государства для эстонцев, что вряд ли будет приемлемо для русскоязычных жителей страны. С их стороны могут быть уступки, может быть диалог по не столь значительным вопросам, однако общая линия вряд ли изменится. Победа любой из сторон, вероятно, будет означать дальнейшее выталкивание русскоязычного населения на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни Эстонии.
Если EKRE даже и позволяет себе заигрывать с русскоязычным электоратом, то это никак не повлияет на взгляды партии относительно внешней политики. Движения эстонского мейнстрима отражают приверженность членству в НАТО, поэтому не стоит ожидать от них заявлений о смягчении санкций, введенных ЕС против России, или предложений о смене жесткой проукраинской позиции Таллина. В этом смысле все так и останется на своих местах: и EKRE, и "переформатированное" "Отечество" вряд ли сыграют на руку Москве.
А вот в появлении новых громких политических заявлений касательно России и скандалов сомневаться не приходится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.