Больше всего в свежем рейтинге партий, опубликованном социологической фирмой Kantar Emor, обращает на себя внимание выход на вторую позицию по популярности в стране Эстонской консервативной народной партии (EKRE). В июле за нее готовы были бы отдать голоса 18% респондентов, тогда как за сформировавшую правительство Центристскую партию поддержали лишь 17%. Лидирует в рейтинге главная оппозиционная сила – Партия реформ, у которой в июле был 31% сторонников.
Ошибка в расчетах
Наверное, в момент формирования нынешней правящей коалиции никто не мог себе даже представить, что довольно умеренные во взглядах центристы начнут терять электорат в пользу крайних националистов.
Скорее всего, центристы рассчитывали сыграть на контрасте, выглядя для избирателей на фоне экстремистских заявлений EKRE все более привлекательно. Однако этого не случилось.
Разразившийся весной коронавирусный кризис вывел представителей EKRE – отца и сына Хельме – на первый план за счет предлагавшихся ими простых популистских решений, как в части борьбы с пандемией, так и с заробитчанами. И увел в числе прочих бывших центристских избирателей.
Глава правительства центрист Юри Ратас и прочие его однопартийцы выглядели на этом фоне довольно блекло, особенно, когда пытались оправдываться за "неудобных" союзников и принимали на себя ответственность за непопулярные решения, вызванные карантином.
Вполне естественно, что создавшимся положением вовсю пользовались оппозиционные реформисты, которым было достаточно просто критиковать принимаемые правительством решения, не неся при этом никакой ответственности за свои слова.
Простые решения
С приближением прогнозируемого осенью усугубления экономического кризиса, очевидно, эти тенденции будут только углубляться. И даже взятые правительством миллиардные кредиты, и обещанная значительная помощь со стороны Евросоюза тут мало что изменят.
Безусловно, центристы попытаются до предстоящих осенью следующего года местных выборов максимально реабилитироваться, но растущий в обществе запрос на быстрые позитивные перемены удовлетворить смогут лишь четкие и понятные народу обещания, которыми так хорошо оперирует EKRE. Одновременно совершенными при распределении кризисной помощи и планировании экономического развития ошибками обязательно воспользуются реформисты.
Эксперты констатируют, что русскоязычный избиратель при отсутствии собственных полноценных русских партий в центристах (которые до сих оставались его главным электоральным предпочтением) также начинает разочаровываться, а потому частично может поддержать EKRE – за счет их лозунгов, защищающих традиционные семейные ценности и направленных против новых иммигрантов – с Украины и из стран Африки. Именно стремлением привлечь русскоязычный электорат можно объяснить заявление Марта Хельме о намерении EKRE расширить свое представительство в Ида-Вирумаа.
Оставшиеся после раздела голоса разделят между собой социал-демократы (9% поддержки в июле), балансирующая на уровне непрохождения в парламент партия "Отечество" (6%) и набирающая популярность новая партия "Эстония 200" (14%).
Клоны наступают
Для социал-демократов их нынешний рейтинг вполне обычный.
Что же касается "Отечества", то эта партия переживала падения рейтингов неоднократно, но в том или ином составе стабильно оставалась у власти, занимая ключевые посты все годы после провозглашения независимости страны в 1991 году.
Даже если в этот раз у "Отечества" рейтинг будет совсем низкий, это с лихвой компенсируется за счет новых "клонов" – раньше таковым считалась Свободная партия, теперь же эксперты указывают на партию "Эстония 200" (в ее активе много бывших отечественников).
А также созданное на днях внутри "Отечества" объединение "Правые", опубликовавшее манифест под заголовком "Правый выбор для Эстонии", которое легко может быть преобразовано в отдельную партию.
До местных выборов в Эстонии остается чуть больше года, а потому жителей страны ожидает весьма насыщенный политический период, который под влиянием внешних факторов сформирует новое лицо страны. Правда, стоять за ним будут, вероятно, прежние фигуры – пусть и в обновленном обличье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.