Эстония вновь подняла вопрос о проблеме защиты прав уйгуров в Китае. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу дал понять, что не поддержит кандидатуру Китая на выборах членов Совета по правам человека ООН (СПЧ ООН). По его словам, помимо Китая на место в СПЧ претендуют Пакистан, Непал, Узбекистан и Саудовская Аравия.
"Конечно, Совет по правам человека является местом, в котором Эстония вместе с аналогично настроенными государствами неоднократно выражала озабоченность ситуацией с правами человека в Китае. В последний раз Эстония вместе с 27 государствами сделала в конце июня совместное заявление в связи с действиями Китая в Гонконге, а также выразила озабоченность по поводу прав уйгуров. Мы также призвали Китай предоставить Верховному комиссару по правам человека ООН доступ в Синьцзян", – заявил Рейнсалу.
Ситуация с уйгурами
Согласно данным комиссии ООН по ликвидации расовой дискриминации, в КНР на недобровольной основе содержатся в "лагерях по перевоспитанию" около одного миллиона представителей мусульманских народов Синьцзяна – уйгуров, казахов, киргизов и других. Утверждается, что власти Китая заставляют их насильственно отказаться от мусульманских обрядов и под угрозой физического наказания принуждают к лояльности к китайским элитам.
Руководство страны отрицает все обвинения и заявляет, что, напротив, в лагерях обеспечены комфортные условия проживания, а заключенным помогают интегрироваться в китайскую жизнь: выучить язык и законы КНР, а также получить профессию.
Эстония – США – Китай
Эстония ранее не выказывала серьезного беспокойства касательно внутренних дел Китая, однако антикитайская риторика США, инициированная президентом Дональдом Трампом, наложила на прибалтийскую республику обязательство поддержать союзника. В начале года Департамент внешней разведки предупредил о "китайской угрозе" для Эстонии.
В ведомстве заявили, что экономическое взаимодействие с Китаем может нанести вред Эстонии, поскольку она может впасть в инвестиционную и технологическую зависимость от Пекина.
В мае Рийгикогу принял поправки к Закону об электронной связи, дающие правительству право обязать телекоммуникационные компании сообщать об оборудовании и программном обеспечении, используемом ими в сетях связи, а также запрашивать разрешение на использование определенного программного обеспечения и оборудования в таких сетях. Этот закон предназначен, прежде всего, для китайского телекоммуникационного гиганта Huawei.