Давайте попробуем порефлексировать. Есть над чем.
Все чаще слышатся выступления типа "Они понимают только язык силы", "Подписанные с ними договоры не стоят даже бумаги, на которой они написаны" и т.п. Недавно прочитал анонимный пост о том, что англосаксы понимают только про деньги, а разговор с вассалами англосаксов, в том числе с прибалтами, вообще не имеет смысла, потому что с автоответчиком не разговаривают. Разговаривают с тем, кто этот текст надиктовал.
Разговоры про то, что "Россия понимает только язык силы", слышны давно. Но с недавних пор ту же риторику слышно и в "обратную" сторону. В подобного рода заявлениях намешано много всего, и прежде всего готовности к применению "языка силы", но тут и признание в отсутствии диалога, и, что мне особенно неприятно, расчеловечивание – см. сравнение с автоответчиком. Расчеловечивание – необходимый элемент пропаганды перед тем, как начать убивать. Тех, кто понимает только язык силы.
На прошлой неделе прошел вебинар "Есть ли свобода слова в Европе? Проблема цензуры на восточной периферии", в основу которого лег совместный доклад Александра Носовича и Алексея Ильяшевича. Дельных выступлений было немало, но итоговым, если можно так выразиться, стало выступление Андрея Старикова. Смысл его был в том, что препятствование деятельности журналистов, преследование журналистов и правозащитников в Прибалтике и на Украине стало нормой. И, соответственно, перестало быть новостью.
Если Павел Волков, опираясь на свой судебный опыт, лишь повторил неоднократно высказывавшуюся Владимиром Линдерманом мысль о том, что в делах о преследовании, прежде всего политическом, гласность и публичность являются необходимой частью защиты, то как в нынешних условиях добиваться этой публичности, если это – не новость? "Прибалты, да, они такие, для них это нормально. А где тут новость?" – спросит какой-нибудь российский редактор.
Лет пять тому назад Игорь Павловский говорил на Балтийском форуме о том, что правозащитники в Прибалтике – герои и всяческие молодцы, но ситуацию изменить уже нельзя. Стратегическое решение Россией принято – Прибалтика предоставлена сама себе. Будут новости – звоните. Стариков только подтвердил сказанное, затронув уже медийную сферу.
Прошедшее на неделе очередное закрытое заседание по делу Юрия Алексеева – не новость. Рутина. Слишком много этих заседаний.
У меня нет оценки такой стратегии России, потому что не знаю, как сам бы действовал в такой ситуации. Однако Русский мир (была еще лет пять назад такая популярная идея) в результате скукоживается и если вдруг потребуется восстановить утраченные позиции, то вложения будут несоизмеримо большими. Для наглядности обратимся к эпистолярному жанру.
"Группа общественных деятелей и политиков, среди которых в том числе бывший мэр Нарвы Тармо Таммисте, депутат Рийгикогу Рихо Брейвель и епископ Лазарь, просят власти Нарвы вернуться к вопросу о переименовании улиц Тиймана и Даумана.
Об этом говорится в открытом письме, отправленном политиками и общественными деятелями 4 мая на имя мэра Нарвы Алексея Евграфова и председателя Нарвского горсобрания Ирины Янович.
Авторы обращения уверяют, что их потрясло решение властей отозвать 6 апреля проект постановления о переименовании упомянутых улиц.
Ссылаясь на мнения историков и воспоминания представителей общества старой Нарвы, авторы письма подчеркивают – не возникает никаких сомнений, что указанные лица Дауман и Тийманн боролись против Эстонской Республики и проводили противочеловечные действия в Нарве в поддержку вторжения большевиков в 1918–1919 годах, а увековечивание их имен в качестве названий улиц неприемлемо.
"Все до сих пор приведенные обоснования указывают лишь на нежелание городской управы/собрания отказаться от этих названий улиц и не могут быть приняты всерьез. Поэтому требуем немедленного возобновления производства по изменению названий данных улиц", – отметили авторы обращения".
Эту "эпистолярию" в пух и прах разгромил мэтр Димитрий Кленский, и вот один из его выводов:
"Это дает свои плоды. Правящие в Нарве русские депутаты отказались от русскоязычного обучения. Маршрут традиционного массового марша нарвитян 9 мая "по предложению" горсовета направлен в обход центра города. Ползучая эстонизация (имеется в виду не внедрение всяко положительного эстонского опыта в области сервиса, правопорядка, логистики, благоустройства, культуры поведения, дисциплины, обязательности и т.д.) происходит благодаря местной власти и СМИ, которые, помимо естественной лояльности к государству, вынуждены демонстрировать еще и заискивающе-услужливое отношение к этнократии и ее планам по дерусификации. Вот и очередную заминку в горсовете с переименованием "красных" улиц мэр Нарвы Алексей Евграфов стал публично объяснять недавним увольнением директора Департамента архитектуры и городского планирования и необходимостью дать ознакомиться с проблемой новому начальнику.
Если так пойдет дальше, то скоро будет снесен и танк-памятник Т-34 под Нарвой, установленный в месте, где 25–26 июля 1944 года силы Ленинградского фронта под руководством генерала Ивана Федюнинского пересекли реку Нарову".
Это не болгары и не поляки. Это русские из Нарвы. А вот другое письмо.
"Несколько граждан РФ, позиционирующих себя в качестве "лидеров национальных меньшинств", обратились с "официальной просьбой" к спикеру эстонского парламента, патентованному русофобу Хенну Пыллуаасу "защитить их от России".
В письме, опубликованном на портале Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Uued Uudised ("Новые Новости"), говорится о якобы начавшемся в России "углублении политики ассимиляции и русификации", а также о "новой волне политических репрессий против активистов и национальных организаций коренных народов РФ".
Авторы письма просят Рийгикогу принять целый ряд мер "в защиту" национальных меньшинств России:
"1. Осудить умышленное нарушение политических, гражданских, национальных, религиозных и культурных прав коренных народов РФ;
2. Усилить дипломатическое давление на РФ с целью прекращения политики ассимиляции коренных народов;
3. Обратить особое внимание на настоятельную необходимость защиты языков коренных народов в РФ и восстановления образования на родном языке в качестве обязательного предмета школьных программ;
4. Требовать немедленного прекращения действий против национальных активистов и освобождения политических заключенных;
5. Использовать все доступные международные, политические и дипломатические механизмы санкций против РФ, чтобы остановить систематическое нарушение прав и свобод человека;
6. Обязать РФ немедленно выполнить четвертое заключение Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств;
7. Применять различные возможные санкции, ограничения и ограничения в отношении должностных лиц РФ, участвующих в репрессиях против движений коренных народов, в связи с их заявлениями и действиями по защите прав коренных народов;
8. Поддерживать все усилия коренных народов по защите прав человека и их самобытности, языка, культуры и традиций".
"Мы обращаемся к эстонцам как к людям, которые знают, насколько жесткой является цена за свободу. Вам не нужно говорить о том, как трудно противостоять политике ассимиляции и бороться с жестокими попытками закрыть рот всем или с постоянными угрозами наиболее активным из нас быть убитыми и заключенными в тюрьму. Эстонцы сдали эти экзамены в своем недавнем прошлом. И если история действительно чему-то нас научила, так это тому, что преступления нельзя терпеть, нельзя торговать своими принципами и ценностями. Мы очень рассчитываем на вашу поддержку и солидарность!" – говорится в конце письма.
Инициатором обращения к эстонскому парламенту выступил некий "Сыресь Боляень", называющий себя "духовным и политическим лидером народа эрзя". Всезнающий Google подсказал, что под этим псевдонимом выступает проживающий на Украине журналист Александр Болкин.
Другая подписантка письма – "лидер Меджлиса крымских татар" Фаузия Байрамова – известна как активный противник "российского колониализма" и сторонница "освободительной миссии германского национал-социализма". Была дважды признана виновной в разжигании межнациональной розни и условно осуждена.
Еще один "обращенец" – соучредитель "Движения Свободный Идель-Урал" Рафис Кашапов – перебрался в Великобританию после того, как на него было заведено уголовное дело по факту возбуждении ненависти и вражды. Ранее был осужден за сепаратизм.
Письмо также подписали "представитель Калмыцкого областного фонда репрессированных" Аркадий Гараев, проживающий в США "президент Бурятского Народного Конгресса" Владимир Хамутаев, некое анонимное "Башкортское общественное движение" и скромно назвавший себя "представителем Кубани" Дмитрий "Дмытро" Доровских".
Среди подписантов оказалось знакомое мне лицо – Фаузия Байрамова. 9 лет назад моя первая "проба пера" на тему диагностики нацизма была посвящена как раз разбору ее статьи. В конце своей работы я сделал следующий вывод:
"Байрамову можно смело называть ультранационалистом, популистом и русофобом, а как фашист она откровенно слаба. Тоже – пока". Как видно, бабушка за 9 лет сделала карьеру ("дважды признана виновной в разжигании межнациональной розни"), что позволяет ей говорить о "репрессиях против движений коренных народов, в связи с их заявлениями и действиями по защите прав коренных народов".
Понятно, что подобного рода "открытые письма" из воздуха не берутся. Интересно другое: EKRE весьма последовательно участвует в создании европейского нацистского "интернационала", но теперь уже начала работать в указанном направлении напрямую с Россией. Если предыдущие попытки раскачать тему "репрессий в отношении коренных народов" были не очень успешными (вспомним хотя бы один из демаршей Тоомаса Хендрика Ильвеса – "Красный от страданий коренных жителей снег нефтяных месторождений Сибири, заставивший тревожиться уже 30 лет назад, не может быть в 21-м веке нормальностью, с которой возможно молча и безразлично смириться. Чья-то экономическая выгода не может перевесить исчезновение языка и культуры, потому что таким образом уничтожается часть всех нас"), то сейчас у нацистов появились весьма перспективные партнеры. Я уже не говорю о российских либералах, которым в Прибалтике медом намазано.
Вопрос преследований/репрессий, он же вопрос "антигосударственной деятельности" и "разжигания межнациональной розни" по понятным причинам насквозь политизирован, и вырабатывать личное отношение к подобного рода казусам – тяжкий труд, но труд обязательный.
Вместе с коллегами мы коснулись этой темы на упомянутом вебинаре, и вот что написал потом Павел Волков:
"А вот Белоруссия… Юрий Алексеев задал главе Комитета по журналистской этике Белорусского союза журналистов Дмитрию Партону вопрос, который хотелось задать и мне. Вопрос о журналистах российского издания Regnum Юрии Павловце, Дмитрии Алимкине и Сергее Шиптенко, которые зимой 2018-го получили по 5 лет за разжигание национальной вражды между Россией и Белоруссией.
Речь о том, что журналисты сравнивали "День вышиванки" в Минске с принудительными мероприятиями времен гитлеровской оккупации, выражали одобрение политики Сталина по борьбе с белорусским национализмом и предупреждали о ненулевой вероятности украинского сценария в, по сути, последней братской республике. Да, делали они это, на мой взгляд, в чрезмерно резкой форме, я бы писал иначе. Но ЕСПЧ позволяет журналистам свободно высказывать свое мнение, даже если оно высказано в резкой или провокативной форме. Это исключительно вопрос профессиональной этики, а не уголовного законодательства. Если же кто-то был оскорблен, то имел полное право подать иск в суд о защите чести и достоинства. Это не тюремный срок.
Так вот, господин Партон ответил Юрию Алексееву, а затем и мне, что сравнивать перечисленные эпизоды в Прибалтике и на Украине с этой ситуацией нельзя, это не атака на свободу слова, журналисты Regnum нарушили уголовный кодекс, проявив неуважение к независимости Белоруссии. Нет, Дмитрий Партон был очень корректен, и я готов сколько угодно соглашаться с ним, что Белоруссия – не Прибалтика и не Украина. И все же в его словах я услышал то же, что слышал о себе от некоторых украинских коллег: "Раз пришла СБУ, значит, там совершено какое-то преступление. СБУ просто так не приходит".
Да, и прибалтийские охранки просто так дела не возбуждают…
И напоследок пару слов о диалоге. С автоответчиком. Re:Baltica решила разоблачить очередную ложь Александра Гапоненко. Вот фрагмент:
"В качестве гостя передачи Александр Гапоненко рассказывает о том, как в Риге проходит шествие легионеров. При этом он не упоминает, что в связи с введением режима чрезвычайной ситуации из-за распространения Covid-19 все мероприятия 16 марта в этом году были отменены. На вопрос о том, почему он умолчал об этом, Гапоненко отвечать отказался.
Умалчивание о запрете на проведение мероприятия из-за режима ЧС и слова ведущего: "Пока мы сегодня празднуем воссоединение Крыма с Российской Федерацией, в этот же день в Риге проходят празднования латвийскими нацистскими организациями памяти легионеров" – могут создавать у иностранных зрителей иллюзию того, что шествие состоялось и в этом году.
Такая подача информации вводит в заблуждение – в этом году, реагируя на введенный правительством запрет на публичные мероприятия, у Памятника свободы люди не собирались. По наблюдениям журналистов, возложить цветы к памятнику пришли отдельные лица, которые быстро ушли. Полиция сообщала о нескольких активистах, которые привлекли внимание стражей порядка, но не были выдворены.
"16 марта проходят шествия, в которых участвует тысяча, а иногда и тысячи людей. Это все широко пропагандируется в обществе. Число сторонников героизации нацизма растет. [...]",– отмечает Гапоненко".
Ложь, как выяснилось, состоит в том, что у "иностранных зрителей" могла создаться "иллюзия"… Впечатление от этой "журналистской работы" – полная беспомощность. Бодался теленок с дубом… И, кстати, могу встречно обвинить автора во лжи – почему он умолчал о том, что профессор Гапоненко только что опубликовал книгу "Идентификация современного фашизма: украинский "коричневый" проект"? А то не понятно, по какую сторону фашизма находится сам автор публикации…
Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину, Алексею Грейчусу!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.