Усталые и агрессивные эстонцы в прицеле силовиков: настроения в середине ЧП

© REUTERS / Ints Kalnins

Тема: Распространение коронавируса

На минувшей неделе состоялись контрольные учения по подавлению массовых беспорядков входящего в состав сил военной полиции Эстонии Караульного батальона. На первом этапе отрабатывались навыки общения с недовольными лицами, а затем силовые приемы по наведению порядка.

Заявление министров внутренних дел и финансов Эстонии о неизбежности продления режима чрезвычайного положения в Эстонии после 30 апреля хоть и не стало для большинства жителей неожиданностью, вызвало волну недовольства. А это показывает, что люди начали уставать.

"Я даю совершенно четкий сигнал: мы не отменим чрезвычайное положение 30 апреля. Мы должны сохранить эти меры", – заявил министр финансов Мартин Хельме в эфире радиостанции TRE Raadio. Его поддержал и отец, глава МВД Март Хельме, сказавший, что было бы большим облегчением, если бы чрезвычайное положение в стране закончилось, однако преждевременное выполнение этого шага, по его мнению, чревато риском новой волны заболеваемости.

Март Хельме и Мартин Хельме

Вероятно, кому-то на фоне пугающих новостей о многочисленных жертвах пандемии в США и Италии любые шаги по продлению чрезвычайных мер кажутся логичными и не имеющими альтернативы. И все же на фоне эстонской статистики заражений, стабильно колеблющейся в районе полусотни новых инфицированных в сутки, бескомпромиссно говорить о сохранении чрезвычайных мер как-то странно.

К примеру, Австрия решила начать смягчение мер при статистике в сотни новых заражений в сутки. И делает это отнюдь не из-за того, что правительство этой страны не столь умно, как руководство нашей страны, а просто оно руководствуется здравым смыслом. Ведь экономические последствия кризиса могут причинить вред гораздо большему количеству людей, чем сам вирус.

Ощущения разные

Однако в Эстонии власти, видимо, решили истребить вирус до последнего случая. Тем более что закрытие предприятий пока никак не повлияло на благополучие высших чиновников. А беды оставшегося без средств к существованию малого бизнеса, фрилансеров и отдельных уволенных людей до правительства явно не доходят. По крайней мере, обращение Ассоциации малого и среднего бизнеса Эстонии (EVEA) к правительству и парламентариям с просьбой о немедленной финансовой помощи никакого практического результата до сих пор не дало.  

Как заявила в интервью ERR глава Института конъюнктуры Марье Йозинг, в условиях вызванного коронавирусом нынешнего чрезвычайного положения прогнозировать изменения в экономике очень сложно, однако даже если чрезвычайное положение будет отменено 1 мая, в этом году экономику Эстонии ждет пятипроцентный спад.

По словам председателя финансовой комиссии Рийгикогу Айвара Кокка, заложенные в госбюджете меры поддержки рассчитаны на то, что ЧП может продлиться до начала июня.

"По оценке Банка Эстонии, при кратковременном кризисе нас ждет шестипроцентный экономический спад. Если кризис продлится до осени, то прогнозируемый спад составляет уже 14%", – заявил Кокк в интервью порталу Tribuna.ee. 

Комментируя прогноз глав МВД и Минфина о возможном продлении режима чрезвычайного положения, премьер-министр Юри Ратас призвал не торопиться и подождать развития ситуации до конца месяца. 

"Когда заболеваемость достигнет фазы стабилизации, а затем начнет снижаться – на данный момент это трудно предсказать. Поэтому решение о том, продлевать чрезвычайное положение или нет, правительство примет в конце апреля", – сказал Ратас.

Премьер-министр Юри Ратас выступил перед Рийгикогу с политическим заявлением о ситуации, вызванной распространением коронавируса, 12 марта 2020

Силовики наготове

Между тем, по сообщению газеты Postimees, на минувшей неделе состоялись контрольные учения по подавлению массовых беспорядков входящего в состав сил военной полиции Эстонии Караульного батальона. Издание отмечает, что на первом этапе отрабатывались навыки общения с недовольными лицами, а затем силовые приемы по наведению порядка. Эти учения были поданы как обычные и ежегодные, но на фоне роста вызванной эпидемией коронавируса безработицы и отчаянного положения, в котором оказались многие жители страны, эти мероприятия вызывают противоречивые чувства. 

Перспективы

Можно предположить, что давление со стороны общественности и бизнеса все-таки заставят власти страны пойти после 1 мая на некоторое смягчение мер. Естественно, полностью их пока не снимут. И все-таки сохранять экономику в замороженном состоянии при вполне достаточном уровне обеспеченности медицинскими возможностями (а при нынешнем уровне заболеваемости их в Эстонии с избытком) явно нецелесообразно. 

Конечно, никто не говорит о проведении в ближайшие месяцы многотысячных певческих праздников или футбольных матчей, однако при соблюдении мер разумной профилактики (дезинфекция рук, дистанция между людьми и так далее) вполне можно было бы открыть и торговые центры, и предприятия туристической сферы. Тем более что жители страны летом традиционно отправятся по дачам и хуторам, где им будет гораздо комфортнее самоизолироваться. 

Как ни странно, препятствием для смягчения карантинных мер и отмены режима чрезвычайного положения могут стать отнюдь не забота о здоровье населения, а политические резоны. 

Например, отмена ЧП поставит крест на заявленном Эстонией в Совете Европы временном ограничении прав, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека. А понравится это далеко не всем эстонским политикам. Кроме того, режим чрезвычайного положения позволит на законных основаниях запретить столь нелюбимое властями празднование 9 мая около Бронзового солдата на Военном кладбище Таллина. 

До конца апреля осталось еще несколько недель, а потому правительству придется лавировать между желанием популистов от Эстонской национально-консервативной партии (EKRE) устроить себе очередной пиар, советами медиков и экономическими соображениями. Простым жителям страны остается лишь зажать кулаки и надеяться, что решение не будет для них совсем уж катастрофичным. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.