Введенные в Эстонии в связи с борьбой с коронавирусом карантинные меры разделили людей на тех, кто безоговорочно верит и поддерживает любое решение властей, и тех, кто пытается анализировать принимаемые решения, особенно, если они касаются оказываемой государством социальной помощи.
Столь много политического пиара, как льется сейчас в Эстонии из местных проправительственных СМИ, жители страны могли раньше увидеть и услышать, пожалуй, лишь во время парламентской или муниципальной предвыборной кампании.
Депутаты Рийгикогу ведут у себя в блогах в социальных сетях ежедневный подсчет заразившихся коронавирусом, раздают "мудрые" советы, пытаются развлекать избирателей природными красотами и в зависимости от партийной принадлежности горячо поддерживают либо критикуют принимаемые правительством меры.
Министры докладывают о каждом своем шаге и даже просят людей писать о проблемах на "личный" адрес электронной почты. Муниципальные чиновники собственными руками обвязывают ленточками детские площадки и дают пресс-конференции на русском языке. Порой возникает ощущение, что про сам вирус политики давно забыли, но с удовольствием снимают с возникших у людей трудностей максимальное количество электоральных сливок.
И вся эта суета происходит на фоне решений, которые далеко не всегда помогают простым людям, но указывают на сохранение чиновничьих привилегий (в том числе повышение зарплат) при любых обстоятельствах и стремление поддержать, в первую очередь, близкий к правящим кругам бизнес.
Чей карман ближе?
Так, несмотря на неоднократные обращения, до сих пор руководство страны не сделало ни шагу навстречу малому и микробизнесу, который в свете объявленных правительством мер не получит от государства почти ничего. Зато оно помогает тесно связанной с правящими партиями судоходной компании Tallink. Также рассматривается возможность финансовой помощи мейнстримным СМИ. А вот до небольших и оппозиционных изданий эти деньги (если они будут вообще выделены) вряд ли дойдут.
Не обращает руководство Эстонии внимания и на призывы повлиять на банки и частных арендодателей. Глава МИД Урмас Рейнсалу, правда, призвал предпринимателей сообщать лично ему о случаях, когда банки не хотят идти навстречу клиентам, однако ведь проблемы общеизвестны и они возникли не только у бизнеса.
Даже в том случае, если банки выражают согласие отсрочить тот или иной кредит, для терпящего бедствие малого бизнеса или частных лиц остающаяся обязанность вносить процентные ставки по кредиту – непосильная ноша. Государство вполне могло бы протянуть тут руку помощи, но не делает этого.
Нет у государства рецептов и для тех, кто имел бизнес под крышей крупных торговых центров, но из-за запретов вынужден был его закрыть – продолжить работу позволили лишь продовольственным магазинам и предприятиям с отдельными выходами. И обещание Налогово-таможенного департамента не брать несколько месяцев пени за просрочку уплаты налогов тут никак не поможет.
Кукушка хвалит петуха…
Вероятно, спокойнее всего ощущают сейчас в Эстонии журналисты созданного несколько лет назад специально для борьбы с "российской пропагандой" общественно-правового русскоязычного телеканала ETV+. В условиях фактического уничтожения эстонскими властями ряда независимых русскоязычных СМИ наконец из-за кризиса немного начали расти рейтинги "правильных" медиа. Это не без удовольствия отметила даже президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
"У меня годами спрашивали, когда речь заходила о низком рейтинге ETV+, есть ли в этом смысл. И я каждый раз отвечала, что меня не интересует, какая аудитория у ETV+ в обычный день, но меня очень интересует, к какому каналу жители Эстонии обратятся в момент кризиса, когда им нужно будет понять, что происходит на самом деле. Сегодня мы видим, что эти каналы – Радио 4, ETV+, ETV", – подчеркнула глава эстонского государства.
Вполне естественно, что на фоне такой поддержки внимание данных каналов концентрируется больше на пропаганде правильности решений правительства, нежели тех проблемах, которые им не были учтены и не решаются.
В целом жители Эстонии, как и других стран, ждут скорейшего окончания пандемии. Но если она затянется, эстонские политики уже не смогут просто пиариться на бедах людей и отстаивать собственные бизнес-интересы, но и вынуждены будут что-то реально делать для всех слоев общества. В противном случае личные экономические и психологические проблемы окажутся для жителей республики гораздо убедительнее при принятии решений любых ленточек и фонариков, при помощи которых пытаются скрыть собственные ошибки и непрозрачные действия некоторые общественно значимые фигуры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.