Решение о подъеме со дна Балтийского моря останков затонувшего в 1994 году парома "Эстония" не может быть принято только эстонскими властями. Об этом заявил председатель правовой комиссии Рийгикогу Яанус Карилайд.
Как отметил председатель комиссии, останки парома защищены международным соглашением о ненарушении покоя захоронения. На основании этого правительства трех стран – Эстонии, Швеции и Финляндии – не предоставляют доступа к телам погибших и судну. Это подтвердил и Карилайд:
"Для того чтобы проводить какие-либо практические работы над останками парома "Эстония", необходимо изменить данное соглашение о сотрудничестве с Финляндией и Швецией".
На заседании комиссии совместно с представителями компетентных учреждений мы обсудим возможности для инициирования изменений этого документа", – отметил депутат в сообщении, переданном через пресс-службу парламента.
Заместитель председателя комиссии Тоомас Кивимяги считает, что обращение, исходящее от такого большого количества человек, необходимо рассмотреть. Кроме того, комиссии стоит выяснить, остались ли вопросы, которые необходимо решить для того, чтобы поднять судно.
"Следует также принимать во внимание, что со дня катастрофы прошло 25 лет. Поднятие останков судна может заставить близких погибших вновь пережить эту трагедию, Нельзя также забывать и о том, что теории заговоров почти всегда будут привлекательнее официальных объяснений", – заключил Кивимяги.
Официальное обсуждение пройдет сегодня, 11 февраля. Коллективное обращение к властям Эстонии набрало 1097 подписей.
История иска
Весной 2019 года Фонд родственников жертв "Эстонии" подал иск в Таллинский суд, который в октябре обязал власти страны предоставить ответ заявителям ходатайства в течение 60 дней. Срок истек 25 января. Но правительство затягивало процесс, ссылаясь на "несформированную позицию" относительно ходатайства.
Как рассказывал в интервью Baltnews председатель шведского Фонда родственников жертв "Эстонии" Леннарт Берглунд, пострадавшие и семьи погибших в результате катастрофы не были удовлетворены официальной версией причин гибели судна. Кроме того, ответственность за крушение парома так никто на себя и не взял.
Существует много альтернативных версий гибели парома. Например, звучала теория о тайной перевозке военной техники на пароме. Заместитель председателя парламентской комиссии Эстонии по расследованию катастрофы Эвелин Сепп в 2006 году отказалась подписывать заключение о том, что на пароме не перевозился военный груз, сославшись на военную тайну.
"Я понимаю, что эстонское правительство не хочет ничего делать, ведь, что бы там ни произошло, это может вскрыть нежелательные подробности. Например, что реально находилось на корабельной палубе. Что случилось со специальными грузовиками, которые были погружены на борт в последнюю минуту (согласно неофициальным данным, перед отплытием на паром заехали два грузовика, из-за которых рейс был задержан на 15 минут, факт был подтвержден двумя шведскими свидетелями – прим. Baltnews). Были ли двери на автомобильную палубу открыты? Но даже если лишь незакрытые двери послужили причиной трагедии, ответственность все равно лежит на судоходной компании", – отметил в интервью Берглунд.
Как отметил председатель Фонда, главным мотивом, который движет пострадавшими и родственниками погибших, является желание узнать подлинную причину трагедии:
"Мы просто хотим знать правду. И если обнаружится, что все произошло из-за воды на автомобильной палубе, то хотя бы пусть нам объяснят, откуда она поступала. Повторюсь, корабль не мог затонуть так, как указано в официальной версии".