Политолог: Март Хельме прав – мир вошел в новую политическую парадигму

© РИА Новости/Григорий Сысоев

Уходящий год стал поворотной вехой в политике Эстонии. В Прибалтике, традиционно гордящейся членством в Евросоюзе, политические элиты постепенно "распробовали" евроскептицизм.

Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов считает, что приход во власть Эстонской консервативной народной партии (EKRE) свидетельствует о системных сдвигах не только в эстонской, но и мировой политике. Об этом он написал в статье для журнала "Профиль", посвященной итогам 2019 года.

"Март Хельме прав – мир вошел в новую политическую парадигму. Точнее, он вышел из старой и пришел в движение. Протесты по всему земному шару – от Гонконга до Кито, от Каракаса до Багдада, от Барселоны и Парижа до Бейрута и Хартума – все это проявления системных сдвигов", – пишет эксперт, отмечая, что при этом никакой общей идеологии в происходящем не просматривается.

По его мнению, в Эстонии в 2019 году сконцентрировался важный мировой тренд – приход во власть внесистемных политических сил на фоне ослабления традиционных партий.

"И если в большинстве других европейских стран альянс с "популистами" по-прежнему считается некомильфо и истеблишмент со скрипом договаривается внутри себя (исключений, правда, все больше), то в Эстонии решили себя не ограничивать", – подчеркивает Лукьянов.

С одной стороны, эксперт считает, что традиционные громкие и скандальные заявления главы EKRE Марта Хельме в конечном итоге могут привести к отставке министра.

"Но сам факт того, что такие политики оказались наверху в невероятно добронравной и дисциплинированной Эстонии, строго следовавшей в фарватере предписанной старшими товарищами правильной линии, весьма показателен", – отмечает политолог.

При этом Лукьянов констатирует, что Эстония стала вести бой "на два фронта" – против России и Евросоюза. И если первый "противник" всегда считался вполне естественным "врагом", то польза членства Эстонии в Европейском союзе до прихода EKRE никогда не оспаривалась.

"И вдруг оказалось, что даже там безальтернативность приедается и начинает раздражать. А правдорубы набирают очки", – заключает Федор Лукьянов.