Радость от слияния с империей: как Эстляндия сто лет победы над Наполеоном отмечала

© РИА Новости

Во время Отечественной войны 1812 года боевых действий в Эстляндии не велось, но в 1912 году ее столетний юбилей широко отмечался в губернии. Причина этого крылась не только в общеимперском патриотизме, но и в памяти об участии эстляндских дворян в войне с Наполеоном.

По подсчетам историков, в качестве офицеров в русской армии в 1812 году служило 324 эстляндских дворянина. Среди них были:

  • генерал-квартирмейстер Карл Федорович Толь (один из выдающихся русских военачальников),
  • генерал-лейтенант Карл Федорович Багговут (погиб в Тарутинском сражении),
  • генерал-майор Василий Иванович Гарпе,
  • генерал-майор Богдан Борисович фон Гельфрейх (вместе с Гарпе отличились в боях под Клястицами и Полоцком),
  • генерал-майор Адам Иванович фон Бистром (участник Бородинского сражения),
  • подпоручик Петр Федорович фон Веймарн (впоследствии – генерал-лейтенант русской армии, награжденный золотым оружием за храбрость при Бородине) и другие герои Отечественной войны.

Начало празднования

Празднования начались накануне годовщины Бородинского сражения – 25 августа. В Александро-Невском соборе Ревеля (Таллина), главной православной церкви Эстляндии, состоялись литургия и торжественная панихида по императору Александру I и воинам, павшим на Бородинском поле.

Панихида была отслужена при большом стечении народа в присутствии эстляндского губернатора Измаила Владимировича Коростовца, местного чиновничества, членов русских общественных организаций губернии, православного ревельского духовенства и около 800 учеников начальных и средних школ.

Александро-Невский собор Ревеля

По окончании богослужения с благословения архиепископа Рижского и Митавского Иоанна духовенство всех православных церквей Ревеля отправилось крестным ходом из собора на Большую Розенкранцскую улицу (Роосикрантси) к дому Карла фон Риттера. Этот дом был связан с именем Александра I, который остановился в нем по приезде в Ревель.

По случаю торжеств дом Риттера украшали флаги, венки и гирлянды из дубовых листьев. В память о пребывании Александра I хозяева дома бережно сохраняли обстановку в покоях, где остановился государь. Как особую реликвию они хранили кресло, на котором когда-то сидел император. Празднично украшенное по этому случаю, его можно было видеть через открытую входную дверь.

Пройдя около километра, крестный ход остановился перед домом Риттера. После того, как священнослужители совершили литию, процессия торжественно двинулась обратно, пройдя между выстроившихся по обеим сторонам улицы рядов учащихся.

Собственно празднование столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года началось на следующий день, 26 августа, с торжественных богослужений во всех ревельских церквах.

В Александро-Невском соборе состоялись литургия и торжественная панихида по Александру I и павшим в Отечественную войну военачальникам и воинам. По их завершении духовенство отслужило благодарственный молебен по случаю освобождения России от вторжения "двадесяти языков", как Церковь и молва именовали Великую армию Наполеона.

Богослужения в честь столетия Отечественной войны прошли также во всех лютеранских церквах города и привлекли множество верующих.

При этом специально для школьной молодежи лютеранского вероисповедания были отслужены торжественные богослужения в немецкой церкви Святого Олая (церковь Олевисте), эстонских Иоанновской (Яановской) и Карловской церквах.

© РИА Новости
Вид на центральную часть города Ревеля и церковь Олевисте

Богослужение в память о Бородинском сражении состоялось и на Бумагопрядильной мануфактуре в ревельском пригороде Коппель (Копли). Панихиду по Александру I, "его вождям и воинам" совершил настоятель церкви подворья Пюхтицкого женского монастыря в Ревеле священник Александр Зыбин.

По окончании панихиды он произнес слово о значении Бородинского сражения. Как отмечали очевидцы, во время службы прекрасно пел хор рабочих мануфактуры под управлением Михаила Ласкеева – впоследствии протоиерея, служившего в церкви Святителя Николая Чудотворца на Русской улице (Вене).

Праздничный парад

После окончания молебна в Александро-Невском соборе на площади перед ним состоялся военный парад. Принимавший его командующий Балтийским флотом вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен произнес краткую речь о событиях и значении Отечественной войны. Затем был зачитан высочайший приказ армии и флоту, подписанный императором Николаем II в августе 1912 года в Бородине.

© Sputnik/ РИА Новости
Император Николай II (слева), Александра Федоровна (справа), царевич Алексей (в центре) идут крестным ходом к братской могиле на Бородинском поле 25 августа 1912 года

В нем, обращаясь к войскам, царь апеллировал к патриотизму предков, которые "беззаветными подвигами мужества и храбрости спасли Отечество", и выражал надежду, что память об этом укрепит "сознание долга и […] послужит источником к проявлению […] той же беззаветной преданности и мужества, когда Промыслу Божиему угодно будет призвать Отечество к новому испытанию".

Выслушав речь командующего, войска торжественно промаршировали по площади и с музыкой и барабанным боем разошлись по своим гарнизонам.

Когда на Русском рынке (площадь Виру) перед пожарным депо в присутствии губернатора Коростовца и вице-губернатора Александра Александровича Евреинова состоялся парад Добровольных пожарных команд, губернатор Коростовец поздравил ревельских пожарных с праздником и произнес речь о значении юбилейных торжеств, которая заканчивалась здравицей императору.

© Sputnik/ РИА Новости
Русский рынок в городе Ревель (Таллин)

Многотысячная толпа, окружавшая площадь рынка, встретила слова губернатора восторженным "Ура!". Оркестр несколько раз сыграл императорский гимн, колонны парадным маршем продефилировали мимо губернатора, после чего он под раздававшиеся от пожарных команд возгласы "Ура!" попрощался с участниками парада.

Юбилейные торжества в городских учреждениях

Власти стремились использовать юбилейные торжества для того, чтобы укрепить связь Прибалтийских губерний с Россией и усилить патриотические настроения среди эстонского и немецкого населения Эстляндии – особенно среди молодежи.

Так, в школах Эстляндской губернии прошли праздничные собрания. Торжественный акт в немецкой дворянской гимназии – Рыцарской соборной школе – открылся молитвой, которую прочел старший учитель Закона Божия пастор Герман Гессе.

Затем директор школы профессор Йозеф Лециус и учитель русского языка Владимир Иванович Потапов произнесли торжественные речи об Отечественной войне. Школьники выступили с соответствующими случаю декламациями по-русски и по-немецки. Закончилось торжество пением императорского гимна.

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

В честь столетнего юбилея городские и общественные организации Ревеля также провели торжественные заседания. В час дня в Ратуше началось праздничное собрание депутатов Городской думы под председательством исполнявшего обязанности городского головы Гавриила Филипповича Белягина, который произнес речь по случаю торжества.

Русские общественные организации провели торжественный акт в Немецком театре. На нем присутствовали высшие военные, морские и гражданские чины Ревеля, а также представители местного немецкого дворянства, горожан и крестьянства.

Идея о проведении такого мероприятия принадлежала Русскому национальному клубу, который привлек для ее реализации и другие местные русские организации – Русское общественное собрание, Русский клуб, литературный кружок и педагогическое общество.

По случаю празднеств театральную сцену украшали живые цветы, портреты Александра I и бюст Николая II. Открылся акт трижды повторенным по требованию публики императорским гимном в исполнении воспитанников ревельских начальных школ и хора русского певческого общества "Гусли". После него с патриотической речью на тему "Двенадцатый год в культурно-исторической жизни русского народа" выступил упоминавшийся выше учитель Потапов.

Он отметил живое участие населения Прибалтийских губерний в Отечественной войне и то, что она способствовала слиянию национальных окраин с Империей. Оратор также обратил внимание на пробудившееся самосознание народа, восставшего против врага, следствием которого стал национальный подъем – расцвет русской литературы.

Собравшиеся встретили речь бурными аплодисментами, которые стихли лишь после того, как Потапов еще раз вышел на сцену. Завершился торжественный акт трижды прозвучавшим под восторженные восклицания "Ура!" императорским гимном, который присутствующие слушали стоя.

Продолжение празднеств

Позднее в Русском клубе состоялся литературно-художественный вечер, открывшийся народным гимном и юбилейной речью инспектора городского училища Константина Юшко. Затем выступили любительский хор под управлением Людеке и штабс-капитан Андрей Антонович Марциньяк, исполнивший на бис романсы "Два Великана" Аркадия Дмитриевича Столыпина на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова и "Спите, орлы боевые" Ивана Корнилова на слова Оленина. После концерта начались танцы, продолжавшиеся до четырех часов утра.

Непременным пунктом в программе празднеств были народные гулянья, устроенные городским правлением. Для увеселения публики в разных частях города играли оркестры и разыгрывались призы. Комитет трезвости по своей инициативе организовал бесплатное посещение кинематографа. Особую праздничность торжествам придали фейерверки, запущенные с наступлением темноты у "белого маяка" на Лаксберге (Ласнамяэ), на нынешнем Тартуском шоссе и Петровской площади (площадь Свободы), где собралась наиболее многочисленная публика.

© Sputnik/ РИА Новости
Ревельский порт

Вечером город был празднично иллюминован. Огнями иллюминации переливались и стоявшие на рейде военные корабли. Свет их прожекторов беспрерывно скользил по ночному городу, ярко освещая то одну, то другую его часть. По свидетельству очевидцев, картина была очень красивая. Однако сильный электрический свет корабельных прожекторов не позволил из Ревеля увидеть фейерверк на Лаксберге.

Празднование в других городах Эстляндии

Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года отмечался не только в Ревеле, но и в других городах Эстляндской губернии – в Везенберге (Раквере), Вейсенштейне (Пайде), Гапсале (Хаапсалу) и Балтишпорте (Палдиски).

В них прошли парады войск, стражников и пожарных обществ, состоялись бесплатные представления для публики, народные гулянья и фейерверки. Школьникам и населению раздавались брошюры, разъяснявшие значение праздника. Городские думы и местные самоуправления по всей Эстляндии провели праздничные заседания.

Итог празднованию столетнего юбилея войны 1812 года в Эстляндии подвел Николай II, выразивший в своей телеграмме из Царской ставки в Бородине "сердечную благодарность" всем участвовавшим в чествовании "доблестных защитников земли Русской в Отечественную войну" за верноподданнические чувства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.