Помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан 12 июля заявил, что Иран готовится передать России несколько сотен беспилотников, включая ударные.
Вашингтон якобы обладает информацией о готовности Тегерана тренировать российских специалистов уже в июле. Запасной вариант (из высказывания Салливана): "Доказательств нет, но имели место переговоры".
Американское заявление прозвучало в момент, когда президент Джо Байден готовился к поездке на Ближний Восток. Опасения относительно иранских БПЛА вызывают большой интерес стран Персидского залива к системам ПВО. По данным израильских спецслужб (в изложении издания Breaking Defense Daily), иранцы намерены передать России собственные запасы БПЛА, что замедлит региональные операции Тегерана, однако пойдет на пользу развитию отношений с Москвой.
Такие совпадения выглядят неслучайными – Вашингтону выгодно привлечь внимание Эр-Рияда к иранской программе беспилотников и ужесточить позицию Саудовской Аравии в отношении России. На этом поле США могут получить дополнительные поставки нефти (компенсация российской), а Израиль – заказы саудитов на комплексы ПВО BARAK и Spyder производства Israel Aerospace Industries и Rafael.
В Кремле 13 июля заявили, что РФ высоко ценит взаимодействие с Саудовской Аравией, и российский президент не планирует обсуждать с главой Ирана закупку беспилотников в ходе предстоящего визита в Тегеран.
Министр иностранных дел Ирана Хосейн-Амир Абдоллахиан отметил, что Тегеран избегает шагов, которые могут привести к эскалации ситуации на Украине: "У нас существуют разные формы сотрудничества с Россией, в том числе в сфере обороны, но мы не помогаем ни одной из вовлеченных в конфликт сторон, поскольку убеждены, что его надо закончить".
Вместе с тем Тегеран считает причиной российско-украинского конфликта провокационную, агрессивную, экспансионистскую политику США и НАТО.
И все же идея активного использования в российской спецоперации иранских дронов – в противовес массовым поставкам Киеву американских и турецких БПЛА – слишком хороша, чтобы забыть о ней навсегда. На поле боя и в тылу противника разведывательных и ударных беспилотников много не бывает.
Восточный "ленд-лиз"
В Тегеране 19 июля состоятся переговоры российского президента Владимира Путина с президентами Ирана и Турции – Сейидом Ибрахимом Раиси и Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Встреча глав государств-гарантов астанинского процесса по содействию сирийскому урегулированию не исключает обсуждения в двустороннем формате проблем безопасности и различных направлений военно-технического сотрудничества. Ранее заметное сближение Москвы и Тегерана произошло на Каспийском саммите.
Иран входит в первую пятерку мировых лидеров в области разработки и производства БПЛА (вместе с США, Израилем, Китаем и Турцией). Заметим, еще в январе 2022 года, до начала спецоперации на Украине, появилась информация о возможном российско-иранском производстве дронов.
Чисто гипотетически и технологически, с учетом общих интересов, Иран может предложить России целый ряд беспилотников собственной конструкции: ударные системы Shahed, тактические дроны Mohajer, различные версии разведывательно-ударных БПЛА Karrar дальностью от 500 до 1000 км, беспилотники-камикадзе Arash и другие. Восточный "ленд-лиз" или бартер – не суть. Изделия технологически конкурентоспособные, на уровне мировых стандартов.
Иранский ударный Karrar более десяти лет применяется для поражения наземных и воздушных целей – ракетами "воздух–поверхность" и "воздух–воздух". Беспилотный Shahed-129 способен нести на борту противотанковые ракеты Sadid-1 и очень напоминает американский БПЛА Predator.
Все иранские БПЛА многократно проверены в боевых условиях в Сирии, где была отработана и система Swarm по автоматическому управлению "роем" ударных беспилотников. Иранские дроны активно воюют и в других странах мира – в Венесуэле, Судане, Ираке, Йемене. В ходе недавних военных учений на севере Исламской Республики спутник WorldView-2 сфотографировал на аэродроме в районе Семнана целую армию иранских дронов – 154 единицы.
Технологический прорыв неслучаен. Кроме упорства и пытливого ума, иранцам сопутствует военная удача. По данным израильских источников, некоторые дроны Тегерана созданы на основе обратного проектирования сбитых американских и израильских аппаратов – с использованием импортных элементов (несмотря на сорокалетние санкции).
Однажды в декабре 2011 года военнослужащие иранской армии сумели перехватить управление и посадить секретный разведывательный БПЛА RQ-170 Sentinel ВВС США, который патрулировал небо над западной частью Афганистана и нарушил границу ИРИ. Нейтрализовать беспилотник помогли некие "средства радиоэлектронной борьбы из Белоруссии". Разобранное до винтика американское "летающее крыло" сыграло определенную роль в успешном создании семейства иранских стелс-БПЛА Shahed. Беспилотным успехам Тегерана посвящена целая серия статей американского специализированного издания Military Watch Magazin.
А в России, по мнению профильного вице-премьера Юрия Борисова, "с опозданием занялись серьезным внедрением беспилотных средств". Разработаны практически все модификации: разведывательные, ударные, тактические, оперативные и оперативно-тактические, однако в серийном производстве с большим отрывом лидируют лишь "Орион" и "Форпост". По информации с переднего края СВО, дронов не хватает.
В боевых условиях БПЛА – расходный материал, эти машины не всегда возвращаются на базу, но помогают приблизить победу и сохранить жизни российских военнослужащих. Если в среднесрочной перспективе иранские поставки в РФ станут реальностью, новая "армия дронов" позволит ускорить проведение спецоперации на Украине, эффективнее наносить высокоточные удары на переднем крае и в глубине обороны ВСУ, активнее разрушать логистику поставок Киеву западных вооружений. Восточный "ленд-лиз" может оказаться очень важным инструментом осенне-зимнего этапа российской спецоперации на Украине.
Между тем, американские военные аналитики на семинаре Института Митчелла 12 июля призвали Белый дом отказаться от сдержанности" и предоставить киевскому режиму истребители F-16, беспилотники MQ-1C Grey Eagles и MQ-9 Reapers из запасов Армии США.
Экс-помощник министра обороны Эвелин Фаркас заявила: "Битва за Украину… не только за Украину, не только за Европу, а за международный порядок. И если мы не победим Россию в военном отношении на поле боя в Украине, у нас будет много проблем в политическом и военном отношении по всему миру".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.