Объединение усилий, влияния и финансов для борьбы с ростом авторитета и экономического могущества Китая стало ключевым решением встречи лидеров стран группы G7 и руководства Евросоюза.
Основной заявленной темой саммита "Большой семерки" значились события на Украине, то есть обсуждались дополнительные меры "приведения к порядку" России, а расстановка проблем по их приоритетности сделала предметом разговора еще и Пекин.
Тем самым главы государств G7 и присоединившиеся к ним лидеры Евросоюза лишний раз дали понять, что принимаемые ими меры принуждения России не эффективны и таковыми в полной мере не станут, пока Москва будет пользоваться поддержкой могучего Китая, а также, в той или иной мере, большинства других стран мира. Которые, возможно, формально осудили действия России и военные действия на Украине, но участвовать в "крестовом походе" на Москву явно не желают.
Более того, чем больше "коллективный Запад" прилагает усилий для оказания давления на "упрямые" третьи страны, тем больше он рискует непоправимо навредить своему международному положению в случае провала этой беспрецедентной кампании.
Без ее поддержки со стороны Китая или хотя бы его самоустранения в битве за будущее мироустройство у Вашингтона и Брюсселя фактически нет шансов на победу или на какой-нибудь исход, который можно выдать за победу. Действия и намерения Запада, таким образом, предопределены. Россия маркирована как непримиримый враг, а за Китай и Индию еще можно побороться.
"Я думаю, что в последние три года или пять лет мир подошел к коренному переломному моменту, который определит, как он будет выглядеть через десять лет", – заявил не так давно президент США Джо Байден.
Россия и Китай незримо присутствовали на саммите "семерки" в баварском замке Эльмау. Даже началась эта встреча "семерки" с подхваченной и развитой остальными присутствующими шутки премьера Великобритании Бориса Джонсона, предложившего снять пиджаки, а возможно и все остальное, и хоть в чем-то превзойти президента Путина, который неоднократно фотографировался, демонстрируя мускулистый торс. Лидеры "семерки" и иже с ними сдержанно посмеялись, хотя непредвзятых людей должна была бы не веселить, а пугать перспектива лицезреть рыхлую грудь британского премьера и телеса других шутников.
А ведь "семерка" начиналась с идеи развития сотрудничества и взаимопонимания
Стоит, вероятно, напомнить, что возникшая в начале семидесятых годов идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно-развитых стран мира была направлена на объединение усилий для преодоления экономического кризиса. Целью создания неформальной группы стало достижение соглашения о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров. Группа как бы подавала пример всему миру, демонстрируя готовность к сотрудничеству, совместному развитию, преодолению барьеров и взаимного непонимания.
Нынешний саммит, впрочем, как и предыдущие встречи лидеров стран группы, продемонстрировала нечто совершенно обратное. Идея взаимовыгодного сотрудничества и развития подменена разработкой совместных мер сдерживания развития других стран и целых регионов, создание помех для взаимодействия.
Ни помощь третьим странам в борьбе с нарастающей угрозой голода и продолжающейся пандемией, ни совместное преодоление инфляции и накатывающей рецессии не стали главными темами встречи "самых процветающих демократий" мира (кстати, вполне себе демократическая Южная Корея давно обошла Канаду по части процветания, но в G7 ее почему-то не приглашают).
Создание помех для развития китайской экономики и распространения влияния Пекина в Азии и Африке, а также "разрушение" экономики России – вот что более всего занимает группу, смысл существования которой по большому счету состоял в том, чтобы способствовать процветанию человечества.
Внешне создание объединенного фронта против Китая, к которому, похоже, наконец решился присоединиться и Евросоюз, выглядело как заявление о глобальной инфраструктурной инициативе стоимостью в 600 миллиардов долларов. Эти гипотетические деньги G7 вроде бы договорилась инвестировать в инфраструктуру и экономики развивающихся стран, чтобы противостоять Китаю в оказании политического и коммерческого влияния в Азии и Африке.
Иными словами, Запад вновь пытается что-то противопоставить инициативе Пекина, известной как политика "Один пояс, один путь". Китай вкладывает в развитие сухопутных и морских торговых путей через всю Евразию и через Индийский океан, инвестируя и кредитуя лежащие на этом "пути" более чем полторы сотни стран на общую сумму примерно в 1 триллион долларов. Запад крайне встревожен перспективой стремительного роста влияния Пекина, а также тем, что задолженность развивающихся экономик, охваченных инициативой регионов перед Китаем увеличилась в среднем минимум до 10 процентов валового внутреннего продукта.
Что собираются противопоставить всему этому Вашингтон и Брюссель? Соединенные Штаты, как сообщается, будут стремиться привлечь в общей сложности 200 миллиардов долларов для программы в ближайшие пять лет за счет сочетания федерального финансирования и инвестиций частного сектора. Евросоюз ранее уже заявлял о готовности инвестировать в развивающиеся страны, лежащие на "Одном пути, одном поясе" около 300 миллиардов евро. Кредиты предполагается раздавать якобы на более льготных, чем дает их Китай, условиях.
"Мы предлагаем лучшие варианты для людей во всем мире", – сказал президент Байден. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что цель инициативы состоит в том, чтобы представить миру "позитивный мощный инвестиционный импульс, чтобы показать нашим партнерам в развивающемся мире, что у них есть выбор".
То есть "либо мы, либо Китай".
Амбициозные планы с "двойным дном" и неясными реальными целями
Но западным лидерам, похоже, не очень верят не только в развивающихся странах, но и в их родных государствах. Скептических комментариев более чем достаточно. Стоит отметить, что планы инвестиционного противодействия Китаю были впервые обнародованы пару лет назад, но прогресс инициативы оказался незначительным. Не помогло и ее переименование – из "Восстановить лучший мир" она превратилась в "Партнерство для глобальной инфраструктуры".
Если с пропагандой и фантазией у западной антикитайской инициативы все как бы в порядке, то с привлечением средств дела идут неважно. Заявлено о нескольких проектах: солнечная энергетика в Анголе, завод по производству вакцин в Сенегале, модульный реактор в Румынии и подводный телекоммуникационный кабель из Сингапура до Франции через Египет и Африканский Рог. Евросоюз говорит о намерении вложить средства в переход развивающихся стран с угольных электростанций на экологически чистые.
География заявляемых как вклад в "озеленение" мировой экономики проектов выглядит довольно обширной, но нетрудно заметить, что лишь незначительная их часть действительно пересекается с китайскими маршрутами прокладки "одного пути". Кроме того, Запад явно не учитывает инфляцию в своих предварительных расчетах капиталовложений, не учитывают надвигающуюся рецессию.
Так что неясно, действительно ли G7 всерьез намерен противостоять Китаю или же демонстрирует ему готовность помешать в реализации его планов, чтобы таким образом заставить Пекин пересмотреть позицию по России.
"Большая семерка" хочет сделать мир лучше с лучшей инфраструктурой. Сегодня мы начинаем нашу совместную работу над этим с Партнерством по глобальной инфраструктуре и инвестициям", – сказал канцлер Олаф Шольц в заявлении для прессы во время саммита G7 в Баварии, подразумевая, похоже, что без китайских инициатив миру будет "лучше".
"Я убежден, что "Большая семерка" и Евросоюз выбирают правильное направление для более стабильного и перспективного партнерства", – заявил президент Европейского совета Шарль Мишель, отметивший, что "нам необходимо сбалансировать экономические отношения" с Пекином.
Он также добавил, что западные лидеры обсуждают, как "поощрить китайские власти играть более позитивную роль для решения глобальных проблем вместе с нами". Очевидно, под одной из "глобальных проблем" имеется в виду "приведения к порядку" России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.