Хроническое нарушение правил согласования инвестиций между центральными и муниципальными властями в Эстонии и других странах Восточной Европы привело к тому, что их провинциальные районы потеряли во время пандемии слишком много жизней людей и понесли больший экономический ущерб. Сложившийся порядок распределения денег фондов Евросоюза внутри государств-получателей средств нарушает законы альянса.
Исследование Еврокомиссии показало, что во время пандемии уровень смертности в менее развитых регионах государств Евросоюза, пользующихся средствами, в частности, фонда Сплочения, был примерно на 6 процентов выше, чем в более состоятельных регионах тех же стран.
Эти шесть процентов, то есть десятки и сотни дополнительных человеческих жизней, потерянных во время пандемии, стали результатом нарушения правил распределения средств альянса между центральными и муниципальными властями. А проще говоря, – итогом пренебрежения национальными правительствами запросами и нуждами "провинций", в том числе и в системе здравоохранения.
Об этом говорила комиссар Евросоюза по вопросам сплоченности и реформ Элиза Феррейра, комментируя ранее опубликованные статистические данные фонда Сплочения для рассмотрения в Европарламенте. Этот 300-миллиардный фонд предназначен для того, чтобы немного "подтянуть" уровень жизни в небогатых странах альянса к уровню состоятельных западноевропейских государств.
"Точные данные показывают, что превышение средней нормы смертности непропорционально выше в менее развитых регионах, а также в крупных мегаполисах", – сказал комиссар, подчеркнув, что это превышение непропорционально уровню инфицирования населения. Иными словами, хотя доля заболевших в "провинциях" была по причине меньшей "скученности" людей ниже, чем в регионах крупных городов, люди на периферии умирали чаще.
Что, как считают авторы отчета фонда Сплочения, стало одним из следствий недофинансирования бедных регионов. Несмотря на явное намерение комиссара Феррейра избежать обобщений и конфликтных заявлений, можно все же сделать вывод: некоторые восточноевропейские правительства на протяжении многих лет пренебрегали нуждами и интересами провинций и это увеличило количество смертей во время пандемии.
Эстония хронически нарушает принцип партнерства
И к Эстонии эти неприятные выводы имеют самое непосредственное отношение, поскольку она входит в число тех стран альянса, где правила согласования распределения средств общеевропейских фондов между регионами нарушаются особенно часто. Об этом свидетельствуют ранее опубликованные Еврокомиссией данные, характеризующие состояние региональной политики Евросоюза.
Таллин хронически пренебрегает правилами альянса, требующими "содержательных консультаций" с местными властями и гражданским обществом при планировании инвестиций, при распределении средств европейских фондов.
До сих пор Брюссель не считал это серьезной проблемой, хотя, вероятно, и укорял столицы за отсутствие должных контактов с муниципальными властями. Пандемия и вызванное ею "превышение средних норм смертности" изменили отношение к ситуации.
Около 830 тысяч дополнительных смертей, зафиксированных в странах альянса, отчасти на совести и брюссельских чиновников, не принуждавших национальные правительства теснее сотрудничать с муниципалитетами, согласовывать свои инвестиционные планы с "провинцией", общественными организациями и населением.
В эстонских средствах массовой информации иногда встречаются материалы, в которых если не говорится открыто, то содержатся намеки на то, что конфликты при планировании использования денег Евросоюза действительно случаются. Но на основании редких "утечек" сложно было сделать вывод о том, насколько это серьезная проблема. Очевидно, Эстонии не хочется, как говорится, выносить сор из избы, дискредитируя себе перед Брюсселем.
Столичная "кукушка" деревенскую все равно "перекукует"
С точки зрения причинно-следственных связей, диспропорция в распределении средств имеет, конечно, свое объяснение. Действующие правила инвестирования средств фондов Евросоюза в национальные проекты, как правило, требуют от получателей средств определенной доли софинансирования.
Скажем, решил года три назад какой-либо уезд Эстонии, что ему нужен новый больничный корпус с современным медицинским оборудованием, который стоит несколько десятков миллионов евро, и ходатайствует о деньгах фонда Евросоюза. Через правительство страны, конечно.
Но получить эти средства уезд может лишь в том, случае, если сам он или центральные власти гарантируют, что возьмут на себя определенную долю затрат в соответствии с правилами общеевропейских фондов. Денег таких у уезда нет, ну а в правительстве сочли, например, что он и без нового корпуса обойдется, поскольку с врачами все равно трудно, да и с деньгами тоже не очень, а полечиться можно съездить к соседям или сразу в столицу. А потому в разгар пандемии вдруг оказалось, что местным жителям пришлось особенно худо.
Брюссель полагает, что может помочь муниципалитетам решить проблему взаимоотношений с центральными властями, продлив особые, кризисные правила распределения денег фонда Сплочения. Пандемия, хочется надеяться, приближается к концу, но Еврокомиссия пока оставляет в силе решение о 100-процентном финансировании проектов, связанных со здравоохранением.
То есть "провинциям" сейчас не требуется изыскивать где-либо или просить у правительства денег, чтобы гарантировать самофинансирование части стоимости особенно важных для них объектов, все оплатит фонд Сплочения. Ну или не оплатит. Последнее слово все равно остается за правительствами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.