Зона евро с января следующего года прирастет Хорватией, которая сочтена Евросоюзом готовой к присоединению к странам, использующим общую валюту.
По этому поводу было произнесено немало торжественных речей, но праздник у хорватов получился не очень радостным, поскольку в тот же день впервые за два десятка лет курс евро упал до минимального значения по отношению к доллару, сравнявшись с ним в цене. Что неплохо для европейских экспортеров, но тревожно для экономистов и для населения, которому может грозить новый виток роста цен.
Курс евро снижался последовательно все минувшие месяцы, и тот факт, что он сравнялся в один из дней в цене с долларом, а затем еще немного снизился, имеет лишь символическое и отчасти психологическое значение. Но это событие произвело тягостное впечатление не только на хорватов, омрачив им "праздник единения".
Надо думать, обещанное им властями "неповышение" и "неокругление" цен – все мы в странах Балтии это проходили – окажется даже в большей степени "искажением" истины, чем можно сейчас предполагать. В последний раз евро стоил меньше доллара в 2002 году, когда наличные евро еще практически не существовали, а единой европейской валютой пользовалась лишь дюжина государств. С начала этого года она потеряла более 10 процентов своей стоимости по отношению к доллару США.
Дешевое евро выгодно европейским экспортерам, поставляющим свою продукцию, в частности, в США, но в целом, с точки зрения экономистов, ничего хорошего Евросоюзу это не несет.
Эстонские экономические обозреватели, судя по некоторым публикациям, склонны преуменьшать возможные последствия падения курса евро к доллару, успокаивая, очевидно, население, и без того шокированное беспрецедентным ростом цен и иными экономическими неурядицами. Но эксперты рискуют утратой доверия внимающим им соотечественникам, поскольку результаты ослабления евро могут оказаться куда заметнее и неприятнее, чем утверждается.
"Экономика Эстонии в этом году продолжит расти, хотя для простых людей времена настают сложные", – цитируют эстонские издания директора Института конъюнктуры Марье Йозинг, не поясняя, какая именно часть населения страны подразумевается под странной категорией "простые люди".
Экономика Эстонии, всегда имевшей отрицательный внешнеторговый баланс, который будет в нынешних условиях только увеличиваться, традиционно растет за счет внутреннего потребления. Высокие цены дают видимость прироста торговых оборотов, но лишь в денежном выражении. Упомянутые "простые люди" потребление, естественно, сокращают, отказывая себе в продуктах и сокращая поездки на автомобилях.
Евро, похоже, временно не пользуются спросом
В докладах Европейского центрального банка говорилось, как напоминает ряд европейских изданий, о возможном сценарии, в соответствии с которыми снижение курса евро на 1% по отношению к корзине валют может добавить к инфляции 0,11% в течение года и 0,25% в течение трех лет.
С точки зрения Эстонии с ее текущим ростом цен в два десятка процентов и прогнозируемым госбанком годовым ростом в 15% эти десятые процента, возможно, не значат практически ничего. Но, возможно, они могут, как говорится, стать той соломинкой, что переломит хребет верблюда.
Верблюд вспомнился отчасти еще и потому что нынешнюю инфляцию в значительной мере определяют цены на нефть, которая торгуется за доллары. Недостаток нефти (а ее сейчас явно не хватает, и страны ОПЕК брешь закрыть не могут) делает ее дорогой, повышая заодно и спрос на доллар, заметно подорожавший в результате для государств зоны евро.
Некоторые европейские аналитики считают, делясь своими соображениями со средствами массовой информации (https://www.politico.eu/article/euro-dollar-reckoning-eurozone-inflation-recession/), что евро еще не достиг своего дна, учитывая риски того, например, что прекращение поставок российского газа в Евросоюз может привести к глубокой рецессии в странах альянса.
Высказываются предположения, что при самом мрачном развитии событий цена евро может упасть до 90 центов США. Из этого следует, что стоимость литра бензина на автозаправках в Эстонии может приблизиться к 2,5 евро за литр, а возможно и к существенно большим цифрам, если цены на нефть будут расти. Импортируя нефтепродукты, Евросоюз и, в частности, Эстония импортируют и инфляцию.
Европейские инвесторы торопятся перевести свои капиталы в государственные облигации США, страхуясь от экономической и политической неопределенности Евросоюза. Что означает отток средств из Европы. Столь значимое падение курса евро может, помимо всего прочего, стать дополнительным фактором, вынуждающим Европейский центральный банк отказаться от намерения повысить базовые процентные ставки, что он намеревается сделать в ближайшее время.
Тем временем во Франкфурте, как пишут немецкие издания, пытаются продать евро. А точнее говоря, знаменитую 14-метровую конструкцию-символ общеевропейской валюты, установленную у здания бывшей штаб-квартиры Европейского центрального банка, который перестал перечислять потребную на содержание и уход за сине-желтой скульптурой сумму некоммерческой организации Frankfurter Kultur Komitee.
Ну а та не в состоянии ни сама оплачивать растущие из-за участившихся случаев вандализма расходы на "евро", ни найти новых спонсоров. А потому организация приняла решение продать произведение с аукциона к октябрю этого года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.