Сокращение поставок природного газа в страны Евросоюза ставит Германию перед сложным выбором.
Если немцы продолжат в этих условиях снабжать газом своих соседей, они в начале зимы сами останутся ни с чем, что означает остановку электростанций и промышленных предприятий со всеми вытекающими из этого последствиями, которые можно смело назвать национальной катастрофой.
Если же Берлин решит позаботиться о себе и прекратит экспорт в другие страны Евросоюза, это может вызвать международный кризис и даже привести к коллапсу альянса.
Полностью зависящие от поставок газа по трубам из Германии страны Евросоюза, то есть Австрия и Чехия, а также независимая Швейцария выслушивают уверения Берлина в том, что тот готов проявить солидарность и даже в случае газового кризиса останавливать экспорт не станет.
Но обещания могут остаться лишь обещаниями, когда и если сами немцы зимой начнут мерзнуть, а их электростанциям и заводам будет грозить остановка. Тем временем хранилища газа, где за лето и осень планируется накопить ресурс в количествах достаточных, чтобы перезимовать, заполняются медленно и в сложившейся запутанной ситуации могут так и остаться полупустыми.
О нехватке природного газа и рисках остаться без отопления зимой в Евросоюзе сейчас говорят и пишут едва ли меньше, чем о военных действиях на Украине. Дефицит газа и небывало высокие цены на него заставляют волноваться правительства и рядовое население, которому уже подробно рассказали, как надо беречь энергию, использовать меньше горячей воды и как лучше подготовиться к наступлению холодов в условиях отсутствия газа.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, выступая перед депутатами Европарламента, что Евросоюз должен быть готов к дальнейшим перебоям в поставках газа и потенциально возможному "полному прекращению поставок российского газа".
Депутаты наверняка с ней согласились – конечно, должен быть готов. Но вряд ли на самом деле будет, если иметь в виду страны, энергетика и промышленность которых "опирается" на природный газ. Речь, прежде всего, о Германии, где всерьез говорят о возможностях избежать коллапса экономики в случае прекращения или радикального сокращения поставок.
В целом дюжина государств альянса напрямую пострадала от сокращения и перебоев с подачей газа, что побудило блок подготовить план действий в чрезвычайных ситуациях, чтобы обеспечить достаточное количество газа на следующую зиму. Предстоит разработать планы действий в чрезвычайных ситуациях и скоординировать подходы к сокращению спроса на энергию, а также, как выразилась фон дер Ляйен, "механизм солидарности для обеспечения того, чтобы поставки газа поступали туда, где они больше всего нужны".
Решено также приложить все усилия и доступные ресурсы, чтобы заполнить хранилища газа до наступления пика потребления с началом холодов. "Если случится худшее, мы должны быть готовы", – декларировала президент Еврокомиссии, высказавшись в том духе, что "мы сильные, мы справимся".
На это некоторые ее критики отвечают: "А умные и осмотрительные вообще до такого не довели бы ситуацию".
Немцы сами не уверены в своей готовности к самопожертвованию
В центре внимания европейцев остается и история с работавшей на газопроводе "Северный поток–1" конвертированной авиационной турбиной производства компании Siemens Energy, которую в соответствии с графиком обязательных профилактических ремонтов отправили на завод-изготовитель в Канаду, где она и "застряла", поскольку канадские власти ввели санкции против нефтегазовых и химических компаний России и потому отправить оборудование обратно как бы не могут.
Такие турбины приводят в движение компрессоры, повышающие давление газа в газопроводе, без них он не работает. Как объясняют в "Газпроме", "в связи с несвоевременным возвратом компанией Siemens газоперекачивающих агрегатов из ремонта" поставки в Германию пришлось сократить до 40% от установленной пропускной способности. А если канадцы турбину не вернут на место, то к концу месяца газопровод может быть и вовсе перекрыт, так как наступает время профилактики остального оборудования.
В этом случае единственными возможностями получения газа в Германии останутся поставки сжиженного его варианта, поставки по газопроводам из Норвегии и Нидерландов. Но даже если кампания экономии энергии увенчается небывалым успехом, что сомнительно, дебит не сойдется с кредитом. Без работающего на полную мощность "Северного потока–1" Германии не справиться.
Если не вдаваться в расчеты и прикидки недостающих тераватт-часов, то достаточно сказать, что избежать дефицита газа, как поясняет вице-канцлер Германии Роберт Хабек, "можно только при условии, что мы не отправляем газ из наших запасов в соседние европейские страны".
Германия должна экспортировать соседям в соответствии с контрактами около 2 миллиардов кубов газа в день, но сейчас перекачка газа уже сокращена до примерно 60% от прежнего уровня. Тем не менее при нынешних 40% поставках по "Северному потоку–1", если Германия сохранит уровень своего экспорта в европейские страны, немцы начнут испытывать нехватку газа в начале февраля 2023 года.
Вариант с полным прекращением экспорта российского газа выглядит, естественно, еще мрачнее. Но в любом случае выбор между собственными нуждами и солидарностью немцам придется делать уже в середине декабря.
"Ситуация на рынке газа напряженная, и, к сожалению, нельзя исключать ухудшение ситуации. Мы должны подготовиться к тому, что ситуация достигнет критической точки", – туманно прокомментировал положение дел министр Роберт Хабек.
У соседей Германии есть немалые основания считать, что "под критической точкой" Берлин подразумевает прекращение снабжение их газом. При таком сценарии развития событий декларируемому единству Евросоюза будет нанесен очередной серьезный удар, который он может и не выдержать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.